Балтийские республики после распада СССР сделали ставку на западную помощь, в том числе и в военном отношении. В силу пограничного положения во времена СССР там не располагались крупные оборонные предприятия, а получив независимость, Литва, Латвия и Эстония не собирались развивать собственные оборонно-промышленные комплексы (ОПК). Но со временем конъюнктура изменилась. Появились бизнесмены, которые нашли способы заработать сначала на поддержке миротворческих миссий, а затем на «поддержке общеевропейской безопасности». Эстония, конечно, не в силах создать полноценный ОПК, однако создание некоего образа военной промышленности страны, которая стоит на последнем рубеже «восточной угрозе», на Западе востребован. Реальной продукции от такого ОПК на Западе не ждут, но кое-что покупают.
После СССР
После гибели Советского Союза надежды руководства независимой Эстонии оправдались. Военная помощь с Запада пошла в страну. Географическое положение позволяло пользоваться Эстонии благосклонностью не только стран НАТО, но и нейтральных Швеции и Финляндии.
Однако собственный ОПК – признак состоявшегося государства, поэтому в Эстонии с позволения правительства стали появляться различные частные и государственные компании-производители различной продукции военного назначения. В 2009 году был создан Союз оборонных предприятий Эстонии. В 2012 году был создан оборонный кластер Defense Estonia. В нем сейчас свыше 20 оборонных предприятий Эстонии, которые предлагают изделия электроники, технологии кибербезопасности, дронов и робототехнику.
Не все они не могли выдержать конкуренции на мировом рынке вооружений. Таллиннскую фабрику боеприпасов для стрелкового оружия E-arsenal поддерживало государство, но это ее не спасло. За десять с лишним лет работы предприятие не сумело вывести объемы производства на необходимый уровень и не смогло конкурировать с зарубежными патронными заводами. В результате в 2010 году фабрика E-arsenal прекратила хозяйственную деятельность, а в 2012 году эстонское правительство инициировало процедуру ее ликвидации.
В то же время осенью 2018 года в Эстонии были приняты поправки к «Закону об оружии», позволяющие теперь обслуживать и производить на частных предприятиях как огнестрельное вооружение, так и боеприпасы. Министерство обороны Эстонии с вены 2013 года проводит субсидирование проектов вооружения и военной техники, создаваемых местными компаниями. Наиболее успешные фирмы могут рассчитывать на поддержку в размере 300-500 тысяч евро.
В апреле 2020 года десяток эстонских предприятий во главе с фирмой Milrem Robotics приступили к созданию консорциума, чтобы принять участие в общем тендере Эстонии, Финляндии и Латвии по закупке легкой бронетехники. По возможности, члены будущего консорциума хотели бы и сами начать производство такой техники в Эстонии. Предполагается, что ее разработает финская компания Patriа. Ее бронетранспортеры Pasi стоят на вооружении Сил обороны Эстонии. Первый вариант самый простой – покупка лицензии у финнов, второй вариант – разработка собственного БТР 6×6. Компания Milrem утверждает, что все компетенции для этого эстонской оборонной промышленности имеются.
К проекту во главе с Milrem подключились фирмы Baltic Marine Group, Cybernetica, Baltflex, Nordic Armoury, Bristol Trust, Merrem Tööstusplast , Heavy Industries Estonia, Toci и Torm Metall. Участвовать могут и другие эстонские предприятия. Участники проекта хотели бы удерживать до 70% стоимости производства бронетранспортеров и цепочки поставок в Эстонии, обеспечивая как сохранение рабочих мест, так и создание новых.
В июне 2020 года Еврокомиссия выделила предприятиям оборонной промышленности Эстонии более 10 млн евро, очевидно, что большая часть этой суммы пойдет на проект по бронетехнике.
Предприятия ОПК Эстонии
Milrem Robotics. Разработки в области роботехники, в том числе и военной. Компания наиболее известна своим наземным безэкипажным комплексом THeMIS, который эксплуатируется несколькими странами. Например, THeMIS использовались французскими вооруженными силами в Мали. В США и Индонезия роботы THeMIS были поставлены в логистическом варианте. Боевые варианты были закуплены ФРГ Великобританией и Таиландом.
Новый робототехнический комплекс TypeX создан на замену боевых машин пехоты и на поминает шведскую БМП CV90. Хотя это и не танк, у TypeX есть гусеницы и турельная установка с бикалиберной 30/55-мм пушкой.
DefSecIntel. Специализируется на средствах мониторинга и контроля. Она производит ряд автономных систем безопасности границ, в том числе беспилотники, которые имеют встроенную возможность обнаружения искусственного интеллекта. Среди международных проектов можно отметить украино-эстонский мобильный комплекс обнаружения и наблюдения для охраны границ на базе искусственного интеллекта, где транспортным средством комплекса является бронеавтомобиль «Казак-2М», производства ЗАО «НПО Практика».
Threod Systems. Компаниия-производитель беспилотных летательных аппаратов. В 2016 году заключила конфиденциальный договор о сотрудничестве с фирмой-оператором БПЛА MAG Aerospace в США. БПЛА THEIA (грузоподъемность 25 кг) может находиться в воздухе круглосуточно, отличная платформа для постоянного наблюдения и сбора оперативной информации. Ограничено поставлен в США, Грецию и Казахстан.
Baltic Workboats. Флагман эстонского ОПК. Расположенная на острове Сааремаа судостроительная верфь BWB строит суда для военного сектора, так и для гражданского. За годы независимости построено до 150 различных судов, в том числе военные патрульных кораблейBaltic 1800 Patrol.
Defendec. Компания, разрабатывающая и производящая устройства удалённого обнаружения. Офисы предприятия есть в Вашингтоне, Сингапуре и Таллинне. Главный продукт Defendec – Smartdec – беспроводная наземная система слежения, предназначенная для обеспечения безопасности внешних границ страны. Используется для охраны внешнего периметра ЕС и стран НАТО от контрабандистов и перевозчиков людей. ReconEyez – технология, разработанная для уязвимых участков территории, где CCTV (традиционные системы видеонаблюдения, закрытая трансляция) устанавливать либо слишком дорого, либо невозможно технически.
Eli. Производит симуляторы для стрельбы по статичной или движущейся мишени, оборудование для стрельбищ, позволяющее быстрый монтаж, точное отслеживание результатов и их последующий анализ. Для обучения можно использовать различное огнестрельное автоматическое оружие, в том числе M16, AK4, AK-47 и Компанией разработана «бескамерная» система отталкивания, которая обеспечивает автоматическую отдачу для автоматических и полуавтоматических пистолетов и даёт пользователю реалистичное ощущение живой стрельбы. На счету компании также удачный беспилотник Helix-4.
Gevatex. Фабрика шьёт различные сумки специального назначения, в том числе армейские рюкзаки и чехлы.
Baltflex. Компания-производитель продукции двойного назначения. Учреждена в 1994 году на основании эстонского капитала, позднее была выкуплена финнами. Специализация в проектировании и производстве всевозможных гидравлических компонентов и узлов, их обслуживании и ремонте.
A24 Grupp. Фирма производит большую линейку трейлеров грузоподъёмностью до 150 тонн. Самые мощные трейлеры используются для перевозки тяжёлой военной техники.
Bristol Trust. Фирма имеет государственный подряд на производство бронежилетов для армии, а также тренировочных гранат, которые имитируют взрывы, но абсолютно безопасны.
COMBAT ARMORING GROUP. Производство российского бронированного внедорожника VIPкласса Т-98 «Комбат». выпускается с 2000 года. Автомобиль разработан питерской фирмой «КБ Парфенова». До 2010 года броневик производился на мощностях ООО «Автокад», аффилированного с «КБ Парфенова». В 2010 году сборку перенесли в Эстонию на вновь созданный завод Combat Armor Group (CAG) — оттуда проще выполнять поставку машин заказчикам из дальнего зарубежья. Т-98 «Комбат» можно было видеть в американской кинокомедии «Диктатор» 2012 года с Сашей Бароном Коэном в главной роли.
Автомобиль представлен в двух вариантах исполнения - 5-местный седан и универсал на 5-7 мест. Изготовленный в Эстонии Combat позволил стране обзавестись своим собственным VIN-номером. Броня делится на три категории. Малая, в три миллиметра, на испытаниях выдержала удар девятимиллиметровой пули от Glock, а средняя готова защитить пассажиров от «Калашникова» и винтовки Драгунова. Тяжёлую не берут и бронебойные пули.
Также по теме:
Военная промышленность Болгарии: подъем за счет ближневосточных войн
Военная промышленность Польши: реформы и утрата самостоятельности
Военная промышленность Таджикистана и Туркмении: почти ничего
Военная промышленность Молдавии: кое-что спасли
Военная промышленность Киргизии: всего пара заводов
Военная промышленность Узбекистана: амбиции и реальность
Военная промышленность Литвы: размеры крайне невелики
Военная промышленность Латвии. Это формальность, но на государственном уровне
Военная промышленность Казахстана. Часть 2. Предприятия ОПК
Военная промышленность Казахстана. Часть 1. Собрать несобираемое
Военная промышленность Армении. Возможности и амбиции
Военная промышленность Азербайджана. Нефтяные деньги и нереализованные амбиции
Военная промышленность Грузии. Соображения престижа и равнодушие коллективного Запада
Военная промышленность Белоруссии. Во что целит коллективный Запад
Военная промышленность Белоруссии. Во что целит коллективный Запад. Продолжение
Российские вертолетоносцы и военно-политическая целесообразность
Индийский авиарынок и российские истребители
Пандемия коронавируса и мировой военно-промышленный комплекс