Найти тему
Маркетинг 2.0

Почему маркетинговые стратегии вредны?

Оглавление

«Генералы всегда готовятся к прошлой войне». Апологетам длинных маркетинговых стратегий стоит повесить эту гениальную цитату Уинстона Черчилля на своей стене и повторять вслух всякий раз, как потянет создать стратегию на ближайшие три года. Правда состоит в том, что все стратегии, если они построены на опыте прошлых лет, не имеют никакой ценности. Почему? Потому что потребительское поведение успеет поменяться, и может быть даже не один раз, пока вы будете претворять эту стратегию в жизнь.

1. Потребительские привычки меняются молниеносно.

Обратите внимание, как быстро в обществе сегодня создаются новые потребительские привычки. Первый каршеринг в России появился в 2015 году. По данным на 2018 год, в стране работает уже 26 операторов каршеринга. За три года была сформирована новая отрасль. Мы привыкли арендовать автомобили поминутно. Автодилеры и банки привыкли продавать автомобили каршерингу, автосервисы привыкли их обслуживать. Рынок кикшеринга (аренды электросамокатов), зародившийся на три года позднее, развивается ещё быстрее. Скорость формирования новых потребительских привычек постоянно растёт.

-2

2. Теория поколений уходит в прошлое.

Мне часто приходится настраивать таргетированную и контекстную рекламу, а также наблюдать за поведением пользователей в системах web-аналитики. Считаю, что возрастной таргетинг, который ещё несколько лет назад был одной из самых важных социально-демографических настроек, сегодня в большинстве бизнесов можно игнорировать. Потребительские привычки сейчас очень слабо зависят от возраста. Вернемся к примеру с кикшерингом. У вас почти одинаковые шансы встретить на улицах Москвы человека на арендованном самокате в возрасте 20, 40 и 60 лет. Значит, для маркетинга в данном случае гораздо важнее не возраст человека как цифра, а его потребительское поведение. Потребитель, родившийся в эпоху «поколения X» (1967-1984), сегодня может легко мимикрировать под представителя Y (1984 – 2000) или Z (2000 – 2011).

-3

Пока количество таких успешно мимикрирующих не является абсолютным большинством, но … смотрим п 1. и держим в уме растущую скорость изменений потребительских привычек. Так есть ли смысл сегодня создавать длинный стратегический план на годы по классической схеме, с разработкой сегментов целевой аудитории на основе пола и возраста? Не будет ли это планом подготовки к прошлой войне?

Все чаще в выступлениях коллег можно услышать, что на первое место в маркетинге сегодня выходят:

  • наблюдение за поведением потребителей,
  • встраивание своего бизнеса в удобные для потребителя паттерны поведения,
  • предугадывание его желаний.

Я склоняюсь к тому, что это действительно намного важнее планирования. Буду рад услышать ваши комментарии на этот счёт.

Актуальные кейсы и полезную информацию о сфере интернет-маркетинга вы также найдёте на сайте агентства Smartword.