Картина 1976 года, поэтому с точки зрения качества спецэффектов, по сравнению с современными психологическими триллерами может показаться устаревшей. С любой другой же стороны, этот фильм даёт сто очков вперёд большинству новомодных саспенсов, так как здесь уровень компьютерных технологий полностью заменяет игра актёров и сама постановка.
Роман Полански в этом фильме сам сыграл главную роль.
Молодой человек въезжает жильцом в скромный многоквартирный дом. Квартира, в которую его должны заселить прежде занимала девушка, не далее, как пару дней назад, выпрыгнувшая из окна с целью покончить жизнь самоубийством.
Но неудачно. Несчастная ещё жива и герой Поланского отправляется в больницу, чтобы её навестить. Бедная девушка в тяжёлом состоянии, всё её тело перемотано бинтами и сквозь отверстия в повязках на голове видны только один глаз и рот, которым она в отчаянии исторгает жуткий крик, едва лишь завидев нового жителя своей бывшей квартиры.
После этого недоумевающий главный герой возвращается в свою жизнь, в которой начинает медленно раскручиваться маховик параноидной шизофрении.
Сначала это были небольшие нервные возбудители, потом странные просьбы от соседей и тревожный сон. Всё это в сочетании с регулярной выпивкой и курением вскорости срывает жильца с катушек и тогда начинается уже отъявленный психоз с трансгендерными закидонами.
Фильм является частью так называемой «комнатной трилогии», снятой Романом Полански на аналогичную тематику. Здесь имеют место похожие сюжеты, где центральный персонаж медленно сходит с ума, что на поверку оказывается сплетено ещё и с какими-то мистическими припарками.
Вроде как: да, сумасшедший, но и не только. Наряду с "Жильцом" в этой трилогии также числятся фильмы "Отвращение" и "Ребёнок Розмари".