Почти 30 лет назад прошла утилизация списанных кораблей ВМФ СССР и РФ. Менее чем за десять лет флот был уничтожен. Начало процессу положил документ за подписью «младореформатора» Егора Гайдара:
Из постановления Правительства РФ от 24 июля 1992 г. N 514:
«…Разрешить…предприятиям, производящим утилизацию подводных лодок и надводных кораблей, осуществлять…продажу за границу… металлолома, а также других материалов и изделий, полученных в результате разделки. Освободить…исполнителей работ по утилизации подводных лодок и надводных кораблей от уплаты импортных и экспортных пошлин…».
В рамках публикации не охватить материал, показывающий весь процесс «распила», думаю, термин понятен, поэтому расскажу лишь о дорогих моему сердцу КРЛ проекта 68-бис и индийском бизнесмене.
Продажи за границу списанных и прошедших заваривание отверстий корпуса кораблей начались уже в 1988 году. Индийский бизнесмен Кешав Бхагат развернул в Москве круглосуточно работающий офис компании Trimax Marketing (UK) LTD. «Тримакс» сначала занялись приобретением списанных судов в ММФ СССР и организацией их доставки в Аланг (Индия). Но Кешава Бхагата интересовали не гражданские суда, а авианесущие и легкие артиллерийские крейсера, т.к. по его словам: «Корабли этих классов позволяют получить максимальный возврат потраченных инвестиций за счет разборки».
Одними из первых стали «уходить» легкие артиллерийские крейсера (КРЛ) проекта 68-бис. Одну тонну массы корабля, индийский предприниматель приобретал у российских военных за $ 9,63. За тонну металла со списанного корабля ВМС США он платил бы от $ 60 до $ 120. Огромная выгода для Бхагата и его покровителей.
В 1991 году Бхагат решил постучаться в двери кабинетов российских адмиралов, чтобы получать актуальные данные о списании боевых кораблей. Добро от своих правителей индус получил, доказав, что «русский Белый Дом» ищет пути отказа от финансирования утилизации кораблей ВМФ РФ, и скоро многие КР, БПК, ЭМ, СКР и ПЛ пойдут «под нож».
"Дайте мне шанс ухватиться хотя бы за один адмиральский шеврон, и я притащу в Аланг весь русский флот", - говорил Бхагат.
Сокращение флота, профессиональная неудовлетворенность, бытовая неустроенность, безденежье, политическое и социальное противостояние в обществе привели к моральному надлому и коммерциализации сознания некотрых защитников морских рубежей Отечества. Вчерашние флотские специалисты стали посредниками Бхагата и «Главного управления эксплуатации и ремонта» ВМФ РФ. Информация по приобретению списанных кораблей в «Тримакс» поступала раньше, чем в кабинет Главкома ВМФ РФ.
КРЛ пр.68-бис «порезанные» в Аланге: «СВЕРДЛОВ» БФ; «ДЗЕРЖИНСКИЙ» ЧФ; «ЖДАНОВ» ЧФ; «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ» СФ; «АДМИРАЛ УШАКОВ» ЧФ; «АДМИРАЛ ЛАЗАРЕВ» ТОФ, «АЛЕКСАНДР СУВОРОВ» ТОФ,«АДМИРАЛ СЕНЯВИН» ТОФ; «ДМИТРИЙ ПОЖАРСКИЙ» ТОФ; «МУРМАНСК» СФ.
Как это всё могло случиться? Может быть, существовал заговор по подрыву боеспособности ВМФ России? Навряд ли. Думаю, что случайные люди, волей «среды» поднявшиеся наверх, просто бросились хапать, хапать и хапать, что соответствовало и соответствует их природе.
На заставке публикации: КРЛ пр. 68-бис "Мурманск" у м. Нордкап, Норвегия. Фото topwar/ru
Источники: flot.com, ЦВМП М. Иринин, dfedbees.livejournal.com, militariorg.ucoz.ru