Найти тему

Математические игры с игральным кубиком: обучаем малыша счёту и составу числа

Оглавление

Я уже писала ранее о нескольких наших математических сюжетных играх. Увлечённо играя, малыш запоминает цифры, учится считать и складывать. И всё это без скучных и надоедающих занятий за столом.

В том посте я упомянула одну игру с игральным кубиком. Но мы практикуем и другие. Я считаю так: есть под рукой кубик с числами — будет и игра. С этим предметом забавы можно придумывать буквально на ходу. Игральные кости хороши не только для ходилок!

Развлечения с числовыми кубиками ещё и полезны для детей, поскольку помогают изучать и закреплять счёт. Расскажу о некоторых таких забавах из нашего арсенала.

Стройка

Берём любой конструктор с блоками. Делим детали ровно пополам. По очереди бросаем игральный кубик. Выпавшее число показывает, сколько блоков можно использовать в этот ход.

Первый игрок бросает кубик, отсчитывает нужное количество элементов и начинает свою стройку. Затем ход соперника. Он тоже бросает кубик, считает, строит своё здание.

Выигрывает тот, у кого быстрее закончатся блоки. Но важно, чтобы и строение к этому моменту не рухнуло.

Интересно, азартно. Тренируем моторику, развиваем фантазию, закрепляем счёт в пределах шести. Можно задействовать два кубика, изучая счёт в пределах 12. Но тогда и строительных блоков потребуется намного больше.

Лото

Понадобятся карточки с цифрами, фишки (мы применяем детали Лего) и 1-2 игральных кубика.

-2

Всё просто. Игроки по очереди бросают кубик и накрывают фишкой цифру, обозначающую выпавшее число. Если она, конечно, ещё не накрыта. Выигрывает тот, кто быстрее закроет свою карту.

-3
В игре ребенок запоминает цифры от 1 до 6, учится соотносить их с количеством точек на кубике.

Можно сделать любое количество делений на карте. Цифры тоже можно повторять и располагать как душе угодно.

Мы пока играем с цифрами от 1 до 6. Хотя и бросаем два кубика сразу (так получается быстрее, игра не успевает наскучить), однако выпавшие числа не суммируем. Накрываем цифры по отдельности. Позже будем суммировать, отрабатывая навык сложения. Для этого надо будет изготовить карточки с цифрами от 2 до 12.

Игра с шахматами

Я не планировала так рано знакомить малыша с шахматами. Даже не вспоминала о них. Но летом мы меняли мебель в комнате старшего сына, разбирали шкафчики и нашли эту старую-престарую коробку.

Малыш увидел и очень заинтересовался. В классические шахматы мы ещё, конечно, не играем. Пока мы просто знакомимся с фигурами: запоминаем их названия и «повадки».

В общем, мы с ними возимся. По-разному. Например, разыгрываем партию только с пешками. Или инсценируем битву двух королевств — такой себе настольный театр на шахматной доске. Ещё устраиваем футбольный турнир: расставляем фигуры и катаем по доске металлический мячик. Побеждает тот, кто быстрее собьёт с доски все фигуры соперника.

Ещё одна наша игра — как раз с кубиком. Берём по 9 любых фигур и расставляем их в углах три на три.

-4

Цель — как можно быстрее вывести свои фигуры с поля. По очереди бросаем кубик и отсчитываем клеточки. Фигуры идут вперёд, одна клетка — один шаг. Ещё один шаг — чтобы спуститься с доски.

Выпавшее на кубике число шагов можно разделить. Допустим, чтобы спустить с доски одну из уже ходивших фигур, нам требуется всего два шага, а на кубике выпало шесть. Делаем два шага этой фигурой, убираем её с доски и считаем, сколько шагов у нас ещё осталось. Правильно, четыре. Делаем четыре шага вперед другой фигурой. Так мы ненавязчиво изучаем состав чисел в пределах шести.

Белым выпало шесть. Пять клеточек-шагов вперёд + один шаг, чтобы сойти с доски. Конь вышел. Чёрным выпало четыре, ладья прошла вперёд по четырём клеткам.
Белым выпало шесть. Пять клеточек-шагов вперёд + один шаг, чтобы сойти с доски. Конь вышел. Чёрным выпало четыре, ладья прошла вперёд по четырём клеткам.

Рисование монстриков

Это развлечение у нас всегда идёт на ура. Рисуем на бумаге, или на мольберте, или на графическом LCD-планшете.

Сначала произвольно изображаем туловище и голову. Затем бросаем кубик и определяем, сколько у нашего монстрика будет глаз. Рисуем. Затем с помощью кубика выясняем количество ног. Добавляем их к портрету.

У нас есть кубики с символами из игры «Поймай монстрика» от «Десятого королевства». Как-нибудь расскажу об этой игре подробнее. Для рисования монстрика мы берём оттуда один кубик. На его гранях изображены руки, рога и уши. Мы бросаем его вместе с числовым кубиком. Так мы определяем, какую ещё деталь добавить нашему монстрику и в каком количестве. Например, на одном кубике выпали уши, а на другом — три точки. Значит, рисуем монстрику три уха.

-6

Дополнительный кубик необязателен. Можно самим решить, что добавить: рога, уши, хвост, крылья…

Пять глаз, шесть ног, шесть рогов...
Пять глаз, шесть ног, шесть рогов...
Пять глаз, четыре ноги, три руки...
Пять глаз, четыре ноги, три руки...

Магазин

А это та игра, о которой я уже рассказывала. Раньше я готовила для неё реквизит — «понарошковый» товар. Но оказалось, что ребёнку интереснее играть с воображаемым товаром, выдавая его пантомимой. Так что для игры нам необходимы только игральный кубик и игрушка-покупатель.

Я беру покупателя и играю за него. Сын — в роли продавца. Например, в магазин приходит зайка: «У вас есть сладкая морковка? Взвесьте мне, пожалуйста…». В этот момент я бросаю кубик — и называю выпавшее количество. «Взвесьте мне, пожалуйста, пять морковок».

Ребенок отсчитывает пять воображаемых морковок, как будто бы взвешивает и отдаёт мне. Потом зайчик покупает, например, капусту, редиску, семечки, варенье и обязательно что-нибудь неожиданное — к примеру, беговые кеды или эликсир храбрости. Каждый раз я бросаю кубик, чтобы определиться с количеством. Каждый раз продавец старательно отсчитывает воображаемый товар.

Игра, конечно, короткая — минут на 10-20. Но всегда занимает. Можно поиграть в дороге, вне дома. Надо просто бросить в сумку кубик и фигурку покупателя.

-9

Можно играть и с двумя кубиками, складывая выпавшие числа. У нас это ещё впереди.

Ещё о наших играх:

Блоки Дьенеша: чем они хороши и как мы с ними играем

Мальчик играет только с машинками: как сделать игры с транспортом интереснее и полезнее?

Несколько наших покупных игр для развития мелкой моторики

Сказка на столе, на стене или на пальцах: "кукольный" театр дома