Фигура Сталина – ключ к пониманию многих особенностей и иногда даже странностей в оформлении Ленинградского метро. И до сих пор в метро есть место, где можно увидеть «отца народов».
Для начала восстановим хронологию строительства, которая объясняет почему Сталина сначала было много, а потом он с открытием метро буквально исчез.
Метро в Ленинграде начало строится прямо перед войной, было ею прервано. После победы метростроевцы вернулись на стройку, а архитекторы сели за кульманы. Открылось метро в ноябре 1955 года.
Что же происходит в стране? В 1948 году началось «Ленинградское дело», под репрессии попало партийное руководство города. В этот же период торжественно отмечалось 70-летие Сталина. Поэтому боялись «недоуважать» вождя. В проекты станций иногда в спешке вносились изменения так, что в итоге образ Сталина появился практически на каждой из станций первой очереди – от «Площади Восстания» до «Автово». Однако в 1953 году Сталин умирает, в 1955 году за две недели до открытия метро выходит постановление о борьбе с излишествами в архитектуре, а в 1956 году развенчивается культ личности. Таким образом, на каких-то станциях Сталин так и не появился, на каких-то – его пришлось убирать уже после открытия. Что же в итоге осталось? Поехали…
1. Автово
В наземном вестибюле на месте надписи «Вечная слава защитникам Ленинграда…» по проекту должна была находиться скрижаль «Великому Сталину слава» (то ли троекратно повторенная, то ли с более длинной формулировкой).
Также в нише стены «Пантеона» явно оставлено место под портрет Сталина (почему бы там сейчас не разместить портрет Ивана Зубкова – первого начальника ленинградского метростроя, погибшего на войне).
2. Кировский завод
Вместо скульптуры Ленина в торцевой стене в проектах просматривается образ Иосифа Виссарионовича. Также было задумано очень необычное восхваление вождя: украсить колонны отрывками из писем рабочих Иосифу Виссарионовичу.
3. Нарвская
Вопреки расхожей легенде, эта станция никогда не называлась «Сталинской», даже в проекте. Но именно Сталина здесь было много:
Торцевая стена была украшена мозаичным панно работы худ. Герасимова. Практически единственное изображение вождя, которое было при открытии станции. Мозаика демонтирована после развенчания культа личности, а в 80-е годы возведена новая торцевая стена, создавшая в зале «подсобку» для работников метро.
На барельефе перед спуском эскалатора установлен горельеф «Слава труду!». Люди собрались на митинг и смотрят в пустой центр композиции. Первоначально там должен был находиться Иосиф Виссарионович. Однако в последний момент композицию переработали.
Сразу после входа у касс планировалась гигантская цитата вождя, впрочем достаточно актуальная и сейчас.
4. Балтийская
Тут все довольно скромно – тов. Сталин должен был дополнить существующее панно с моряками-балтийцами на торцевой стене. В последний момент опять же композиция отредактирована. Вождь исчез, балтийцы остались. Но на площади перед павильоном и Балтийским вокзалом некоторое время сохранялась статуя Сталина.
Кроме этого один из архитекторов станции Михаил Бенуа (умер почти сразу после открытия станции) вспоминал: «Торцевая стена центрального зала станции будет представлять собой карту Балтийского моря, выполненную из мрамора. Карта послужит фоном для бюста товарища Сталина, с чьим именем связаны развитие и боевые успехи военно-морских сил нашей Родины».
Также при спуске в эскалаторном зале планировалось установить памятник Сталину на фоне картины «Крейсер Аврора».
5. Технологический институт
Тема «Сталин и наука» была отображена в двух ипостасях. Во-первых, наряду с гигантскими портретами-медальонами русских и советских ученых в центральной части были установлены такие же изображения «корифеев науки»: Ленина и Сталина, Маркса и Энгельса. При обустройстве перехода Сталин и Энгельс были демонтированы.
В наземном павильоне планировалось панно, на котором Сталин в белоснежном мундире генералиссимуса встречается с учеными (непонятно, зачем одевать на такую встречу военную форму). Над панно задумали надпись: «Слава Сталину — великому зодчему коммунизма, корифею науки!».
6. Пушкинская
Пожалуй, единственная станция, которая обошлась без образца «горца», хотя тему «Сталин и Пушкин» можно было бы обыграть. Вспомним, как в 1937 году торжественно отмечалось 100-летие смерти (!) Александра Сергеевича.
7. Владимирская
Тоже обошлось без Сталина, но надо учесть, что проект станции появился в самый последний момент. Что очень заметно – центральный зал укорочен, а оформление подчеркнуто сдержано даже по меркам Ленинградского метро.
8. Площадь Восстания
Вот тут нас как раз ждет сохранившееся изображение Иосифа Виссарионовича. Обратите внимание на один из барельефов. Ленин жарко выступает в Смольном перед рабочими и крестьянами, а за ним стоит сдержанный Сталин. Словно на подстраховке.
Злые языки утверждают, что это не Сталин, а Свердлов.
Таким образом из задуманного прославления товарища Сталина на каждой станции открывшегося Ленинградского метрополитена, до нас дошло единственное его изображение и то, едва заметное.
Где по-вашему все еще можно увидеть Сталина в Петербурге?
Использованы иллюстрации с сайта mirmetro.net
Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части.
Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru
Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте или Facebook
Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL