Найти тему

Миниатюрная Румыния

Как купить туристическую путевку дешевле

Историю творят не только события, так же ее творит антураж: запахи, цвета, звуки, мода, вкус. И невероятно жаль, что эти самые что ни на есть непосредственные участники становятся первой жертвой забвения. Картинка выцветает и остается плохо удобоворимый дагеротип.

К счастью, есть способ какой-то процент из вышеперечисленного сохранить, создавая музеи быта, которые я не люблю, т.к. от запаха эпохи там остается лишь запах пыли и плесени, мемориальные музеи, где большинство экспонатов собраны с миру по нитке и к заявленному имени владельца отношение имеют опосредованное. Их я тоже стараюсь избегать, разве что в населенном пункте совсем делать нечего, а до ближайшего поезда есть пару лишних часов.

Вот что я действительно люблю, так это этнографические деревни. Кособокие строения завезенные в подобные музеи со всей страны из-за габаритности экспонатов размещают на натуре и в местности, по большей части живописной и пасторальной, чтобы приблизить к реалиям мест изъятия. Этнографический музей АСТРА по отзывам обещал быть именно таким.

От Брашова, где мы квартировали всю трансильванскую поездку, это была самая удаленная точка. Ехали мы почти 3 часа. Много читала о том, что дороги Румынии - это то еще испытание: однополосные, с разбитым покрытием и ограничением скорости в населенных пунктах до 30 км.

В общем так оно все и есть, за исключением качества покрытия, которое вполне себе удобоваримо. В пробках мы в этот день не застряли, в деревнях, как положено, тормозили, т.к. боялись полицаев, за неделю встреченных пару раз и то поблизости от крупных городов, но жители мелких населенных пунктов вольготно ездили на велосипедах, телегах и стояли посередине дороги, не боясь редких автомобилей. Жителей мы терпеливо объезжали.

В Сибиу, на окраине которого в лесу Думбрава Сибиулуй музей и расположен, как раз дороги были неважнецкие и совершенно дебильные светофоры.

Когда въехали в ворота комплекса, муж с облегчением выдохнул:

  • Ну вроде добрались.
  • Административное здание музея современное, чистое, ухоженное, с хорошими туалетами, но никаких кафе и даже автоматов со снедью в нем нет. Так что рассчитывайте только на себя.
  • Заплатив, отправились по размеченному пути. Заблудиться не получится, как бы вы не старались. Если ориентироваться на вход в заповедник, то сначала пошли налево. Вам советую поступить так же, т.к. парк большой, второй по величине в мире ( 96 гектаров) и самая интересная часть экспозиции, на мой взгляд, именно там.
  • Плюс ко всему там расположен пруд-озеро с мельницами, которые я почему-то очень люблю: и пруды, и мельницы.
  • Но именно в этом направлении рвануло шумное израильское семейство, или даже два, с выводком из 5-6 горластых детей. Последние тут же стали гоняться за белыми утками, не ожидавшими такого нашествия
  • Они плюхнулись в пруд, мы же решили притормозить и пойти другим верхним путем, а мельницы оставить на обратную дорогу.
  • Даже не знаю из какого подсознания идет эта моя приязнь к палисадникам с желтыми шарами и мальвами,
  • к молочным крынкам, насаженным на колышки плетеных изгородей, к пучкам душистых трав
  • и нанизанным на суровые серые нитки связкам сушеных гибов, яблок, груш, свисающим с потолочных балок.
  • Я люблю простой сельский быт, незнойкость парадных "зал" деревенских домов, запах сена, вольготность летних дней, которые я проводила со своей многочисленной тамбовской родней, что не смотря на возрастную близость приходились мне четвероюродно-троюродными дядьями и тетками.
  • Но еще больше я люблю не деревянные, относительно новые дома деревень Черноземной полосы,
  • а саманные, беленые избы юга России, Молдавии и другой европы, так хорошо держащие прохладу за своими толстыми, рыхлыми стенами.
  • Таковых в заповеднике АСТРА множество. Я как будто попала внутрь любимого кино: "Лаутары" или "Трембита" и вот сейчас с балкона веранды помашет рукой дивчина в вышиванке и лентах, а строгий отец шлепнет ее по заднице, чтобы не кокетничала с заезжими.
  • Дивчины и ее отца не случилось, для антуражности проезжали лишь телеги груженные навозом. Ну что, куда ж без него на селе. Да за заборами паслись носители-производители этого пахучего продукта.
  • В общем шли мы так шли, углублялись в лес, реально лес, где виднелись различные постройки, заходили во дворы, заглядывали в комнаты. Гуляли мы в одиночестве и никто нам не мешал. Но в какой-то момент поняли, что если будем продолжать в том же духе, то не только не успеем осмотреть хотя бы большую часть заповедника за отведенное для самих себя время, но и не поспеем к концу дня в Сибиу.
  • Поэтому шагу прибавили, а исследовательского пылу поубавили.
  • Немного про историю места. АСТРА не имеет никакого отношения к цветку. Это аббревиатура румынской культурной ассоциации (ASTRA). Ею в конце позапрошлого века, в именно в 1897 году было принято решение об открытии музея румынской цивилизации, как "убежища для сохранения прошлого". Если не забыли, в то время Трансильвания была частью Австро-Венгерской империи.
  • Таковой был открыт в Сибиу, в здании построенном на средства собранные по подписке. Этнографические музеи под открытым небом появились: в 1929 году в Клуж Напоке и Музей деревни в 1932 в Бухаресте.
  • После Второй мировой музей в Сибиу по идеологическим соображениям был закрыт, но возникла идея по созданию музея народной техники на пленере.
  • Проект начали в 1963 году, а для публики территория открылась лишь в 1967. С 1971 года музей начал в большей степени собирать старинные постройки. Собрали более 300 домов, 3 церкви. И что замечательно, все это интерактивно. Можно заходить, трогать и никто слова не скажет.
  • Вышли из лесу мы у этого дерева с прибитыми крестами. Я, например, до поездки в Румынию была в полной уверенности, по аналогии с чехами и венграми, что румыны католики. Оказалось, что православные.
  • Некоторые дома напоминали избушки бабы-яги. И ступа у порога в ожидании.
  • Обратили внимание, чем изба крыта? Мелким хворостом!
  • Большая же часть строений под соломенными крышами. К последним я также питаю большую слабость.
  • Соломинки переливающейся на солнце крыши этого навеса казались приклеенными одна к другой. Что-то в ней было от Мальдивских резортов.
  • Экспозиция хоть и однообразна в какой-то степени, но территория продумана очень хорошо. Протекает ручей, на нем обустроены водяные мельницы. Много тенистых уголков.
  • Но чего не предусмотрено, а это жизненно необходимо согласитесь, мест для питья-еды. Единственный ресторан в наш приезд оккупировали школьники, на территории есть школа, не знаю в каком формате она работает, но кормятся здесь. Два официанта мотались среди полсотни ребятни и до нас за четверть часа так и не дошли.
  • Плюнув на это дело пошли дальше, как раз к самой интересной части - ветрякам.
  • Никогда не видела парусиновые лопасти мельниц. На мой взгляд не практично и не продуктивно.
  • Лазала я там с упоением и фотографировала увлеченно, пока ... Пока не услышала, как фотограф очередной свадьбы, а надо сказать, что не припомню европейской страны, где молодожены с таким азартом фотографируются "в интерьерах" не важно каких, не выдал мне:
  • - А типа не ушли бы вы отсюда и не мешали нам делать свою работу.
  • И уже хотелось развернуться и выдать им весь свой английский cловарный запас, но так тепло пригревало октябрьское солнце золотя пейзаж невесомой пыльцой и просвечивала парусина мельничных лопастей, что я сдержалась, за что себя очень похвалила.
  • Не гоже портить карму такими негативными эмоциональными всплесками.
  • Левую часть музейной восьмерки мы замкнули и отправились в правую.
  • Эта часть по большей части, извиняюсь за тавтологию, была посвящена Буковине. Все-таки парк - это заявленная целая Румыния в миниатюре, а не только Трансильвания.
  • Удивительное дело, в этой части, а она более затененная и влажная, у домов цвели весенние лиловые крокусы.
  • А дома, пусть и не кардинально, отличались от уже посмотренных.
  • А вот церкви - это, конечно, визитная карточка Буковины и ни с чем их не спутать, даже если там не был, а только читал Туристер!
  • Их в музее две. Первая была закрыта, а вторая не заперта. Обожаю вот такие не пафосные деревенские храмы.
  • Неброская роспись, похожая на картины примитивистов, трогательные лики святых, выцветшие краски. Половицы поскрипывают, свет солнечный сквозь щели пробивается, разбавляя полумрак. И пусть это экспонат, хоть и действующий, но ощущение намоленности было очень явственно.
  • 1 из 3
  • Ну на церкви я и сломалась. Ходили мы по этнографической деревне без малого четыре часа. Поначалу энтузиазма было хоть отбавляй, но потом, как в любом большом музее: будь-то картинная галерея, или ... ну не знаю, музей костюма например, через энное количество времени и экспонатов все сливается в сплошную ленту.
  • Муж стоически терпел, т.к. когда я увлечена, лучше под руку мне ничего не говорить. Но когда я промолвила:
  • - Ну хватит на сегодня домиков и соломенных крыш, - выдохнул с облегчением.
  • Да и есть очень хотелось. Мы загрузились в машину и скоренько двинули к центру Сибиу, до которого вроде как 4 километра.
  • ***
  • Музей очень рекомендую. Может не с таким энтузиазмом его осматривать, как мы, если не большие любители этого дела, но по любому заехать нужно, хотя бы просто прогуляться в лесу с симпатичными, почти живыми, экспонатами.
  • Билет на октябрь 2019 года стоил 25 лей с человека.
  • Часы работы с 9 до 17, с мая по сентябрь до 20 часов.