Я приемная мама уже 2 года. У меня две приемных дочки: Кира (Тыковка) и Саша (Шушулька).
Специально для фонда «Измени одну жизнь» я уже рассказала про то, как мы нашли нашу Тыковку (прочитать эту историю можно тут). Сегодня – история моей встречи с Шушулькой :)
Давай возьмем еще одну дочь
За год с Кирой мы втянулись в родительство, познакомили дочь с бабушками-дедушками, даже на море побывали. Кира догнала все нормы по возрасту, стала почти адекватным человечком. Мы с мужем выдохнули с облегчением. Иииииии….
Самое логичное, что пришло нам в голову «ДАВАЙ ВОЗЬМEМ ЕЩЕ ОДНУ ДОЧЬ».
Решили искать девочку одного возраста с Кирой, плюс-минус полгода примерно. Чтобы вместе росли. Чтобы не было разделения младший-старший. Чтобы нам, родителям, школу один раз проходить. И чтобы исполнилась моя мечта — дочки-близняшки.
В начале июля начали поиски нашей девочки. Я звоню во многие регионы и однажды дохожу до Кемеровской области. Перечисляю всех девочек в возрасте примерно 1-2 года, как список покупок, уже почти без эмоций. Так же, почти без эмоций, оператор (РО) отвечает: «Забирают. Знакомятся. Восстанавливаются родители. Куча братьев и сестер».
И внезапно: «Вот эта свободна, никто не знакомится, вас ждать?» Я в шоке, говорю, можно я перезвоню через пару минут. Зову мужа, смотрим фотку, вроде ничего так.
Перезваниваем, слушаем информацию по ребенку, диагнозы. Вроде ничего ужасного, но до ребенка еще никто не дошел, почему-то.
Пусть до каждого ребенка в детском доме однажды доедут его родители!
НО. Чтобы выписали направление, нужно приехать лично. Чтобы никто не взял направление до меня, нужно быть у РО в понедельник с утра, в идеале прям к 8 часам. Прошу полчаса на обдумывание. Думаем, решаем.
Просчитываем маршрут, покупаем билеты. Перезваниваю: «Я приеду, ждите».
Потом срочно находим няню для Киры. Остался сбор вещей. Летела налегке — один только рюкзак с парой сменных футболок и огромной кучей документов.
В Кемерово сразу поехала к региональному оператору. Приветливая девушка – она очень все по делу рассказала, созвонилась с опекой, потом с домом ребенка, что да, ребенок на месте. С главврачом ДР созвонилась, что приедут на знакомство. Еще раз зачитала медицину, выписала направление.
Я сразу же поехала в дом ребенка. На такси – 150 км в область. Наконец, я на месте, и мне разрешили пройти в музыкальный зал для знакомства с Сашей.
Ножки-ручки тонкие, как веточки
Правда, перед тем, как показать ее, воспитатель и соцпедагог мне про нее высказали много «приятного».
Мол, девочка неконтактная, замкнутая, истеричная, манипулирует, на любой стресс реагирует криком и катаниями по полу, вплоть до пены изо рта. Чужих не воспринимает.
Кроме визгов и оров за почти два года от нее ничего не слышали, не говорит, не пытается даже. Часто уходит в себя, не реагирует на окружающих. Отстает по всем параметрам. Ехидно хихикали: «Сейчас она вам покажет, а то вы такая прям довольная тут». Принесли.
Ножки-ручки тонкие, как веточки. Почти лысая, на макушке прозрачный пушок. Бровь намазана зеленкой. Нарядили ее в платье, а оно на ней, как на вешалке висит.
Глаза огромные, которые она поднять боится, взгляд очень серьезный, пристальный. Быстро посмотрела на меня и глаза в пол опустила.
Зову по имени, поднимает голову. Смотрим друг на друга. Забираю ее с рук воспитателя к себе.
Мы можем сделать так, чтобы в жизни каждого ребенка появились мама и папа!
Прижалась ко мне, ручками вцепилась, щекой к груди прижалась, улыбается тихонько. На голоса воспитателей вжимает голову в плечи и взгляд вниз сразу же. Сотрудники ДР разочаровано тянут: «Ой, что-то она даже не плачет у вас».
Говорю, а с чего ей плакать, за ней мама приехала. А у самой ком в горле, хочется схватить Сашу и бежать с ней отсюда.
Две минуты дали подержать на руках и увели — полдник. Пока сидела у меня на руках, Саша сама взяла мою ладонь и показала сороку-ворону, улыбаясь. На прощание повернулась ко мне и помахала ручкой.
Я спросила у воспитателя, значит, обращенную речь понимает, на просьбы-жесты реагирует? Да. А почему тогда сказали, что не понимает, не реагирует? Потому что не понимает, не реагирует. Понятно, что ничего не понятно :(
«Она отсталая, вы понимаете, зачем это вам?»
На следующий день я встретилась с главврачом дома ребенка. Разговор начался с крика: «Зачем она вам нужна, она ж психованная! Жизнь себе испортишь! А муж твой вообще в курсе всего этого?!» Я, мягко говоря, оторопела.
При этом эта главврач реально орала так, что даже покраснела, ее слюни через стол летели на меня.
И пока она бессмысленно орала, я мечтала не оглохнуть. В ответ я только улыбалась, кивала и просила уточнить все же медицину. Мне кажется, это бесило ее еще больше.
Наконец-то главврач открыла личное дело Саши и сообщила мне информацию:
1. Пупочная грыжа
«Вы понимаете, это надо к хирургу наблюдать!»
Ничего подобного не было, дома сняли этот диагноз сразу же.
2. Энцефалопатия
«Она отсталая, вы понимаете, зачем это вам?»
На мой взгляд, самый размытый диагноз и самый бесполезный.
3. Порок сердца, дефект межпредсердной перегородки
«Вы понимаете, это же надо будет наблюдать! Это же сердце! Она же неполноценная и больная!»
Диагноз, как у нашей приемной дочки Киры. Но никаких данных по нему не указано. Ни размера, ни обследования, ни одного завалящего УЗИ.
Написано, что Саша получала лекарство. По словам кардиохирурга, не относящееся к сердечным вообще никак, тем более в такой дозировке и на такой возраст, и что оно было недавно отменено. На основании чего? А просто так, видимо.
Сейчас мы с мужем как раз заняты «наблюдением» раз в полгода, препарат подобран специалистом, прогнозы хорошие.
Внезапно проскочила фраза главврача: «Мы ей успокоительные даем, когда она истерит». Уточняю, что именно. «Нууууу, глицин обычно». Ага. Я даже сделала вид, что верю.
Главврач еще сообщила мне данные из роддома, рост, вес, Апгар 8/9 (!), здоровая, доношенная девочка.
Я снова сказала, что забираю Сашу. Тогда главврач позвала воспитателя группы. И начали они вместе с главврачом орать мне, что Саша психованная истеричка. По кругу одно и то же. Они мне про истеричку, я им: «Согласна, забираю».
Пусть каждый ребенок в детском доме услышит заветное: «Мы тебя забираем домой!»
Напоследок главврач мне сказала, что просто так ребенка не отдаст, и минимум две недели я тут буду ждать, а скорее, даже месяц, мол, она все сделает, чтобы затянуть процесс.
Я ответила, что свою дочь подожду. На этом мы наконец-то закончили, и я пошла первый раз гулять с Сашей.
«А ты – мама?!»
Навещающие с детьми гуляют вокруг дома ребенка. Полоса асфальта, которую проходишь за 10 минут оооочень медленным шагом. Одна скамейка, чтобы посидеть.
Ни игрушек, ни качелей. Это все есть на территории групп, но там невозможно с ребенком наладить контакт, потому что все остальные дети лезут к тебе, пытаются обратить внимание и кричат: «А ты мама? А ты чья? А ты к кому? Мама? Мама? Мама?!»
Вышли мы с Сашей на первую прогулку. Бровь в зеленке, со слов воспитателя, дралась с другими детьми. Долго дома заживала эта болячка, шрам остался брутальный.
Кстати, уже дома мы увидели у Саши на ребрах огромный черный синяк. Это оказалась гемангиома, но в доме ребенка никто и словом не обмолвился про это. И про другие мелкие и не очень синяки и царапины, которые исчезли через пару недель дома.
Год спустя, летом, Саша хорошо загорела, и на коже проступили белые полоски шрамов. Безобразный длинный шрам на плече. Несколько мелких на лице и ногах. Круглые пятнышки шрамов на кистях рук, будто проколы. Четкий прокол на подошве ноги.
Я не знаю, сама она себя так травмировала, дралась с другими детьми, или же это следы методов воспитания сотрудников. Но эти шрамы есть, и появились они в доме ребенка.
Но это было уже дома. А тогда, на прогулке, я помню, что уже минут через 15 Саша стала ко мне привыкать, поглядывать хитро, вцепилась в руку крепко. С удовольствием сидела на руках, прижималась носом к моим щекам….
А еще оказалось, что Саша разговаривает. Точнее, пытается. Повторяет «мама, папа», пытается повторять почти все простые слова и слоги.
Связки голосовые не разработаны, получается жутковатый скрежещущий бас. Очень внимательно слушает, обращенную речь понимает полностью. Когда хорошее настроение, пытается под нос себе напевать мелодии и пританцовывать на ходу.
В общем, через несколько дней собрала в пакет новые вещи, которые будут лично Сашиными, достала коляску, которая будет лично Сашиной, и в последний раз зашла в ворота этого «гостеприимного» заведения…
Текст: Татьяна Калачева, специально для фонда «Измени одну жизнь».
Фото: из семейного архива героев публикации.
Первая часть этой истории – здесь.