Ровно 60 лет назад, 6 октября 1960 года, в Италии прошла премьера картины «Рокко и его братья», ставшая отдельной главой в творчестве Великого Висконти, адаптировавшего библейскую легенду, изложенную Томасом Манном в романе «Иосиф и его братья», действие которой происходит во время итальянской внутренней эмиграции.
Впервые я эту картину посмотрела в то время, когда видеомагнитофон был роскошью, а уж если он был, то «крутили» на нём кассеты с одноразовыми боевиками и комедиями. Каким-то чудом у моего одноклассника, увлекавшегося боевыми искусствами и обожавшего фильмы с Брюсом Ли, оказалась кассета с чёрно-белой картиной, она ему показалась скучной, и он отдал её мне. Это оказался фильм «Рокко и его братья», мне было всего пятнадцать, по объективным причинам я многого не понимала, но осознать, что мне в руки случайно попался шедевр, уже могла. Много позже, уже зная наизусть эту картину, я не смогла не купить лицензионный диск, который до сих пор хранится у меня дома.
В одной из главных ролей Висконти снял совсем молодого Алена Делона, это седьмая по счёту его работа, и в роли «святого» Рокко он необычайно хорош.
И дело не только в его ангельски-красивом лице, что сейчас вменяется ему в вину некоторыми критиками, такими, например, как З. Пронченко, заявляющая, что Делон и не актёр вовсе, что он не способен на глубокие внутренние переживания, а создан только для того, чтобы курить, стрелять и заниматься сексом в кадре, а роль Рокко Паронди для него словно пальто не по размеру, которое на него попытался натянуть гениальный Висконти. Слова редактора издания Искусство Кино оскорбительны и по сути, и по тону, которым она обращается к Мэтру французского кинематографа, по этому простецкому «ты», и даже её признание, что роль всё же и несмотря ни на что удалась, выглядит каким-то снисходительным, как бы, ну да, глуп и неловок, но пусть и случайно, но вписался в тонкое полотно повествования.
Ну да, ну да, а до этого Ален Делон так же случайно вписался в картину «На ярком солнце», причём вместе с гениальным Морисом Роне и красавицей Мари Лафоре, сыграв в самой первой и самой лучшей экранизации романа П. Хайсмит.
Другого брата, Симоне, сыграл великолепный Ренато Сальватори, он воплотил образ жестокого примитивного человека, способного на убийство и предательство.
Симоне не смог простить Рокко, к которому потянулась несчастная проститутка Надя, в роли которой предстала молодая и умопомрачительно красивая Анни Жирардо.
После жестокого убийства Нади, вернувшейся к проституции после того, как Рокко отказался от неё ради брата, выписанного Висконти со всей шокирующей правдоподобностью и ювелирной выверенностью, кульминация картины шокирует не меньше. Рокко, для которого отказ от личного счастья во имя семьи, является обычным делом, пытается защитить убийцу брата, но Чиро сдаёт его в полицию, и жизнь в семействе Паронди продолжается, хотя уже никогда не будет прежней.
Спирос Фокас исполнил роль Винченцо, а двух других сыновей вдовы Паронди сыграли Макс Картье (Чиро) и Рокко Видолацци (Лука). Эта история о них и их будущем, хотя они едва обозначены, а для Рокко, как и для Симоне, нет места в этом мире. Рокко есть олицетворение абсолютного Добра, а Симоне – Зла, но они по сути нежизнеспособны.
Я не могу назвать этот фильм лучшим фильмом Висконти, для меня лучший это «Гибель богов», однако «Рокко» навсегда останется самым любимым, ведь именно с него началось моё знакомство с творчеством великого режиссёра. Аристократическая, буржуазная или пролетарская среда – Висконти всегда следовал своим принципам рассказа, структуре повествования, накаляющейся с каждым кадром. Искусство Висконти зиждется на мировой культуре, оно многосложно, одновременно и элитарно, и массово, и оно вне времени. Ибо вопросы, которыми задаётся Мастер, будут волновать человечество всегда.