Рассказы о судьбе в XIX веке красивых бесприданниц из обедневших дворянских семейств мы найдем у многих авторов того времени. Если А.Н. Островский описывал нравы глубокой провинции, где бок о бок живут примерно в одинаковых условиях дворянские, купеческие и мещанские семейства, то у других авторов рассказы ведутся о дворянстве в его «чистом» виде. Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров – у всех можно найти персонажей из числа красивых и порядочных девиц благородного происхождения, не обеспеченных достойными их красоты и благородства средствами. На рубеже XIX и XX веков тему во всю ширь развернули А.П.Чехов, И.А.Бунин, А.И.Куприн. Это только из крупнейших признанных классиков.
Особняком стоит Ф.М. Достоевский с его бесчисленными поруганными, униженными, но гордо страдающими девицами с великолепной Настасьей Филипповной во главе. Но, сразу говорю, в эти дебри я не полезу. Достоевский мне чужд совершенно, отклика не вызывает ни самый слог письма, ни моральные посылы.
Помимо них это поле пахали множество менее масштабных, подзабытых сейчас писателей, а также и литераторы позднейших периодов, вплоть до наших дней, создающих произведения о «России, которую мы потеряли». И конечно, сейчас ваяется море разливанное историй о нелегкой борьбе за счастье бедных умниц-красавиц в бурном мире дикого капитализма.
Почему так? Трудно поверить, что в XIX веке (равно как и сейчас) счастье женщины определялось только благосостоянием ее родных и/или супруга. Или что создание семьи было исключительно коммерческой сделкой. Как ни крутите, жизнь многообразна. Не только у двоих живущих рядом и в примерно одинаковых условиях, но и у одного и того же человека в разные периоды жизни обстоятельства могут сильно разниться.
И вообще что-то мне подсказывает, что истории, когда женские судьбы ломались из-за недостатка финансов, случались. Но их процент среди реального населения был намного ниже, чем среди литературных образов. Очень уж специфическая выборка все время получается.
Просто писателям строить интригу на такой основе очень удобно. Тема-то благодатная: персонаж максимально уязвимый, но обладающий некоторым запасом внутренних ресурсов, в условиях смены времен и статуса. Можно рисовать абсолютно любые обстоятельства, разрабатывать любые сюжетные ходы. Перемещения молодой красивой женщины по социальным стратам выглядит более достоверным, чем взлеты и падения мужских персонажей. Причем красавица может действовать сама, может быть жертвой обстоятельств, а может выступать в роли чьей-то спутницы жизни. Ну и плюс всегда есть возможность подпустить романтики, «чувствительности», а то и прямой эротики.
Вот и весь литераторский секрет.