Найти тему
Варит котелок

Три главные ошибки в воспитании детей, которые сделают из вашего ребенка невротика

Оглавление

#воспитание детей #отношения #семья #дети #психическое здоровье

Привет, друзья!

Сегодня я хочу порассуждать с вами про агрессию в семье, которая для многих родителей почему-то в порядке вещей, но которая может потом стоить ребенку ментального здоровья.

«Все проблемы из детства» – данного подхода придерживаются многие психологи. На первом же сеансе со своим психотерапевтом мы обсуждали отношения с одноклассниками и родителями, чтобы понять, что могло спровоцировать глубоко засевшую в подсознании тревогу. Вспомнив о том, что в детстве не раз сталкивалась с игнорированием/насмешками родителей, я задумалась о том, чтобы написать на эту тему.

Однако срочно взяться за эту статью меня подтолкнул произошедший на днях случай: я стала свидетельницей не очень приятного диалога между ребенком и его родителями.

Ребенок плакал хотел поехать на самокате, но родители по какой-то причине не разрешали. Тогда между ними произошел следующий разговор:

Мать: Не ной, не реви, сказала!
Отец: Я у тебя сейчас вообще самокат отберу!
Ребенок: (роняет самокат на траву)
Отец: Ну и что ты наделал? Я тебя сейчас в кусты выкину вместе с этим самокатом! Ты еще и не по дороге, а по траве идешь, иди по дороге!
Ребенок: (плачет)
Отец: Пошел ты...
Ребенок: (со злостью) Сам пошел!

Этот диалог заставил меня тихо ужаснуться и закипеть от чувства несправедливости и жалости по отношению к ребенку, после чего я серьезно задумалась о том, как неосторожно брошенные слова могут ранить неокрепшую личность.

Ниже я кратко разберу три главные на мой взгляд ошибки, которые могут допустить родители в воспитании ребенка, и которые могут в последствии привести к тому, что у ребенка появится повышенная тревожность, неуверенность в себе, социофобия или невроз.

Обесценивание или игнорирование эмоций/жалоб ребенка

«Ты все придумываешь», «хватит фантазировать», «не ной», «никто не боится, а ты боишься», «не говори ерунды» – классические примеры обесценивания/ игнорирования эмоций ребенка (в данном случае эмоции страха).

Что слышит ребенок: «твои эмоции неправильные, ты не имеешь права это чувствовать, ты неправльный/плохой, раз чувствуешь это».

Возможные последствия: недоверие к собственным эмоциям, боязнь самого чувства страха, повышенный уровень тревоги, эмоциональная неустойчивость.

Как правильно: с вниманием отнестись к чувствам, которыми делится ребенок, узнать, почему ему страшно, объяснить, как сделать так, чтобы страшно не было. Уверить, что опасность ему не угрожает.

Сравнение ребенка с «эталоном», преуменьшение его заслуг

«Вон Маринка у тети Маши какая умница, а ты непутевая», «почему Петя смог, а ты не смог?», «все люди как люди, а ты без диплома» – кто из нас хоть раз не слышал эту фразу? Эта ситуация настолько часто повторяется, что превратилась в мем «сын маминой подруги» – идеальный мальчик, до которого тебе, дурачку, никогда в жизни не дорасти.

Что слышит ребенок: «ты хуже других, твои способности и достижения ничего не стоят, сколько бы ты ни старался, в моих глазах чужие дети все равно будут выглядеть лучше, чем ты».

Возможные последствия: неуверенность в себе, постоянное чувство вины.

Как правильно: помнить, что все дети имеют разные способности. Хвалить ребенка даже за небольшие достижения, мотивировать к активной позитивной деятельности, помогать ему, заниматься с ним вместе.

Обсуждение чувств/жалоб или секретов ребенка в негативном ключе с другими людьми при самом ребенке

«Представляешь, что эта вчера учудила...», «а ты знаешь, что наша Настька мне вчера рассказала?» – пожалуй, такие моменты бесили меня в детстве больше всего. Мало того, что тебя УЖЕ мучает чувство вины за то, что ты чувствуешь что-то неправильное (ведь родители не относятся серьезно к твоим чувствам), так теперь еще придется краснеть, слушая, как твой стыд обсуждают и выставляют напоказ.

Что думает ребенок: «я не могу поделиться сокровенным даже с самыми близкими, я не могу никому доверять, мир небезопасен».

Возможные последствия: повышенный уровень тревоги, социофобия.

Как правильно: если какое-то поведение/слова вашего ребенка требуют обсуждения с другими членами семьи или знакомыми, не делайте этого при самом ребенке, и уж тем более в насмешливом/негативном ключе.

ВОПРОС: Поступали ли с вами когда-нибудь подобным образом ваши родители? Как по-вашему, что заставляет родителей так поступать с детьми?

Спасибо, что дочитали до конца!

Буду благодарна за оценку и подписку на канал, если тема была вам интересна. Только так я смогу понять, что вам больше всего нравится читать. До новых встреч!