Разбираемся, что такое контент-план, в чём его преимущества, как составить и почему нет смысла следовать ему на 100%.
Если вы только начали вести блог, соцсети, рассылки, скорее всего, у вас есть много идей. Контент-план поможет публиковать регулярно, собирать темы на будущее и придерживаться контент-стратегии.
Бонус в конце: пример контент-плана для регулярных рассылок.
Что такое контент-план
Это график публикаций, в котором указаны конкретные темы, содержание и даты выпуска материала.
Совет: делайте отдельные контент-планы для разных площадок.
Сейчас поговорим о контент-плане в широком плане, а потом — разберёмся с рассылками.
Как он выглядит
Так, как вам удобно. Единого шаблона нет, да и форматы могут различаться в зависимости от площадки.
Обычно это табличка с датами публикаций, темами статей и кратким описанием, ссылками на размещённые материалы.
Совет: используйте Google-таблицы, чтобы работать над планом вместе с коллегами.
Из чего он состоит
Главные составляющие контент-плана — тема и дата выхода. Можно добавить следующие столбцы:
- рубрика или тематика;
- вид контента: информационный, продающий, развлекательный, вовлекающий, обучающий;
- конкретное время публикации/отправки;
- примерный план или структура;
- описание обложки — особенно если работаете в связке с дизайнером;
- примерное количество символов;
- ключевые слова — они помогут пользователям быстрее находить ваши публикации;
- пример хорошего материала на похожую тему;
- хештеги, по которым публикацию можно будет найти.
В вашем контент-плане могут быть и другие пункты. Повторимся: единого шаблона нет: работайте так, как удобно вам.
Зачем он вообще нужен
Есть минимум четыре причины.
- Экономия времени. Не придётся каждый раз искать темы, потому что у вас будет готовый план.
- Экономия сил. Генерация идей — трудный процесс. Проще раз в месяц тратить несколько часов на подготовку плана, чем постоянно выдумывать следующие темы.
- Выше качество. Если тексты создаёт команда (контент-менеджер, копирайтер, дизайнер), им будет проще спланировать и качественно выполнить работу. Не придётся переживать о горящих дедлайнах.
- Оперативная корректировка. Если есть контент-план, то можно менять темы местами, быстро менять и дорабатывать их.
Подойдёт ли один контент-план для всего
Вряд ли. Для каждого формата коммуникаций и площадок должны быть свои публикации, которые отвечают поставленным целям.
Контент-планы для разных площадок объединяются в единую контент-стратегию и позволяют поддерживать единство в разных каналах.
При разработке тем нужно учитывать разницу в форматах и особенности площадок. Обратите внимание вот на что:
- Аудитория. Например, VK и в Инстаграме больше молодёжи, а «рабочая тусовка» предпочитает Фейсбук или LinkedIn.
- Оформление. Например, Инстаграм — визуальная площадка, где картинка важнее текста. В Фейсбуке вообще можно ограничиться шаблоном и коротким текстом.
- Ограничения. По символам, размеру изображений, категориям для продвижения.
- Время публикации/отправки. Нужно смотреть статистику, когда пользователи лучше реагируют на сообщение в разных соцсетях.
Почему нет смысла на 100% следовать контент-плану
Во-первых, потому что без него можно обойтись. Так, Максим Ильяхов в статье «Как начинался Т—Ж» рассказал, что при запуске проекта у команды не было плана на год. Были только темы статей. Нет развёрнутого плана и сейчас. И ничего, успешный ведь проект 😉
Совет: важнее сформулировать «полезное действие» — зачем контент создаётся и кому он будет полезен.
Во-вторых, нельзя полностью полагаться на контент-план, потому что ситуативный маркетинг — это классно. Например, по плану стоит статья о дизайне, но в мире или индустрии произошло что-то важное — и вы хотите об этом рассказать. Или стал популярен какой-то мем. Вы можете его использовать в рассылке, посте, статье, но нужно сделать это быстро, ведь завтра он устареет.
Где искать темы для контент-плана
- Компания и продукт. Рассказывайте о том, что происходит: внедрили новые фичи, случился классный кейс и так далее. Но не тяните внимание на себя — рассказывайте о пользе для клиента.
- Индустрия и около. Взгляните, что происходит в вашем рабочем поле. Поделитесь полезной информацией, новым взглядом на вещи, помогите разобраться в сложных вопросах.
- Трудовые будни. Каждый день происходит что-то интересное. Возникают проблемы — вы их решаете. Бесит рутина — вы с ней боретесь. Накосячил коллега — думаете, как исправить. Формулируете гипотезу — она подтверждается. Всё это можно описать в виде кейсов.
- Новости от коллег и партнёров. Посмотрите, что у них нового, о чём они пишут в Фейсбуке. Можно подготовить комментарий, более глубокий материал, или даже пост-разоблачение.
- Конкуренты. Что они пишут в блоге, соцсетях и рассылке, на какие темы делают контент — это почти бесконечный запас идей. Как «о, это нам тоже нужно сделать», так и «вот об этом мы точно не будем писать».
- Общение с клиентами. Всегда можно составить инструкцию, как правильно взаимодействовать с заказчиками. Например, рассказать, что ваша техподдержка доступна 24/7, как вы собираете заказы и т. д. Всё это — возможность продемонстрировать заботу.
- Тематические сообщества. Вы же в них состоите? Как правило, там обсуждают коллег и потенциальных работников, делятся инсайтами и задают вопросы бывалым. В комментариях можно найти темы. Или хотя бы идеи.
- Повестка дня. Новый год, День матери, Понедельник без мяса или годовщина отмены крепостного права, сильный снегопад — к любому событию можно придумать тему. Главное — сделать это органично.
- Поисковые запросы. Посмотрите, что гуглит ваша целевая аудитория. Там же можно узнать, какие тренды волнуют пользователей.
- Опрос читателей. Скорее всего, вы ведёте соцсети. В любой из них спросите у подписчиков, о чём бы они хотели узнать. Их комментарии — готовые темы для новых публикаций.
Какие вопросы помогут составить контент-план
- Зачем вам контент-план?
- Кто ваша целевая аудитория?
- Для какой площадки создаётся план?
- Как часто планируете публиковать посты или тексты, отправлять письма?
- В какие дни и в какое время?
- Какие темы будете раскрывать?
- Какой формат ближе вашей аудитории?
- Какие ключевые слова?
- Какая польза для читателя?
Особенности контент-плана для рассылок
В отличие от контент-плана для блога, в плане email-рассылок важно указать тип письма, а также сегмент.
Мы рекомендуем простой вариант таблички со следующими столбцами:
- дата отправки;
- тип рассылки;
- сегмент, на который уйдёт письмо;
- тема;
- содержание;
- дополнительный блок (что ещё нужно дать в рассылке кроме основной темы).
Ниже — пример заполненной таблички с планом по рассылкам:
Совет: если регулярно проверяете гипотезы на письмах — добавьте отдельный столбец с пометками для тестов. Это поможет видеть всю картину по гипотезам и планировать следующие.
Что в итоге
Контент-план — полезный инструмент и важная составляющая контент-маркетинга. Он упростит жизнь вам и специалистам, которые занимаются блогом, ведут соцсети и запускают email-рассылку. А ещё так куда ниже вероятность, что поедут сроки публикаций и запуска 🙂 Попробуйте наш сервис для массовых сегментированных рассылок вашего контента.