Зеленодольский завод имени А.М. Горького близок к установке если не рекорда, то явно выдающегося показателя по скорости строительства для современного российского судостроения. Корабелы завершают работу над первым отечественным речным судном на сжиженном природном газе "Чайка СПГ".
Судно "Чайка СПГ" явно не отличается скоростью хода (она составляет около 18 км/ч, но больше речному прогулочному теплоходу и не требуется). Зато может войти в историю российского судостроения по скорости строительства. Работа по созданию речного пассажирского теплохода "Чайка СПГ" проекта 03622 стартовала в сентябре 2019 года. Закладка судна состоялась в феврале 2020 года, спуск на воду в августе 2020 года. Уже в том же месяце #теплоход вышел в первый рейс. Теперь практически каждый месяц пока ещё официально не сданная "Чайка СПГ" принимает высоких гостей.
Судно строится в рамках контракта стоимостью 319,9 млн рублей c "Государственной транспортной лизинговой компанией" (ГТЛК) по проекту, разработанному Зеленодольским ПКБ.
Длина судна проекта 03622 составляет 58,8 м, ширина – 10,8 м, осадка – около 1,2 м, полное водоизмещение – 420 тонн. Судно может перевозить до 180 пассажиров на расстояние до 400 км.
За счёт надводного габарита 5,2 м "Чайка" может проходить под низкими мостами. Незабываемые виды пассажирам должен обеспечить панорамный обзор. Для пущего комфорта предусмотрена система "аудиогид" на нескольких языках.
Наибольший интерес представляет энергоустановка "Чайки СПГ". Она включает в себя два двигатель-реверс-редукторных агрегата (ДРРА). Поставщиком ДРРА выступила компания "Промышленные компоненты Камаз». Однако, как следует из конкурсной документации, в агрегате используются китайский #двигатель Weichai и корейский редуктор Dong-I.
Передвигается #судно за счёт двух винтов фиксированного шага в поворотных насадках. В носовой части предусмотрено подруливающее устройство туннельного типа. Для транспортировки СПГ предусмотрены две криогенные ёмкости объёмом 6,7 куб. м каждая.
Интересно, что ещё пару лет назад проект "Чайка" предусматривал постройку целой линейки речных прогулочных судов разной длины и разной пассажировместимости на одной базе. В апреле 2018 года на Зеленодольском заводе были заложены два таких судна: проекта 03620 на 250 пассажиров и проекта 03621 на 150 пассажиров. Однако эти суда строятся более медленными темпами в отличии от экологичной "Чайки", опережающей график.
Контракт с ГТЛК предусматривает, что "Чайка СПГ" должна быть сдана до 31 декабря 2022 года. Однако, при согласии заказчика, это может произойти и раньше. Судя по всему, скоро мы станем свидетелями этого события.