Возбужденное поведение дементных больных — частое явление, с которым сталкиваются ухаживающие. Это выражается в криках пожилого человека, беспокойстве, совершении одинаковых движений, долгих разговорах.
В этой статье мы постарались собрать ответы на вопросы о том, как позаботиться о родственнике, что вызывает буйное состояние и как с этим справиться.
Один из распространённых симптомов деменции — ажитация - поведение, в котором преобладает возбуждение, тревога, страх.
Ажитация может проявляться в двух формах:
- Агрессивной - проявляется в крике, обвинениях, попытках ударить близких или ухаживающих
- Неагрессивной —постоянная ходьба по квартире, повторение одних и тех же действий, беглая речь и попытки перебить собеседников, возникает стремление уйти из дома.
Специалисты обозначают несколько причин для подобного поведения:
Делирий — помрачение ума в острой стадии, приводящее к неправильной работе мозга и уменьшению количества информации, которую может запомнить больной. Состояние провоцируется различными болезнями, употреблением алкоголя или может быть побочным эффектом некоторых лекарств.
Стресс — буйная реакция пациента с деменцией на появление новых лиц в ближайшем окружении, резкую смену обстановки.
Чтобы стабилизировать состояние, необходима спокойная и привычная атмосфера в доме и исключение факторов, вызывающих стресс:
- Шум
- Необычная или новая еда
- Яркий свет
- Смена ухаживающих или долгое отсутствие привычных людей
- Едкие запахи.
Медикаменты, пища, а также возбуждающие напитки— чай, кофе, конфеты, сладости, имеющие тонизирующие свойства, становятся причиной излишнего возбуждения больного. Так же антидепрессанты, спазмолитики, стероидные препараты способны привести к ажитации.
Жажда, голод, боль или неприятные ощущения — дискомфорт, который может испытывать пожилой человек с деменцией. Часто он не понимает, что ему мешает или стесняется сообщить о проблеме, поэтому ухаживающему нужно проявлять чуткость, внимательность и предупредительность.
Иногда дело оказывается в мелочи, например, зудящий от комариного укуса палец приводит к возбуждению, излишним переживаниям.
Что предпринять, чтобы улучшить ситуацию?
Создать и поддерживать атмосферу любви и дружбы: пациенты с деменцией становятся агрессивными в ответ на чью-то агрессию, поэтому важно не повышать тон во время разговора, не переходить на крик.
Если вы знали об увлечениях пациента до болезни, его пристрастиях в музыке и кино, то попытайтесь проследить за реакцией человека, после того, как включите их. Выбирайте спокойные песни, добрый фильмы.
Побольше прикосновений— они позволяют больным, словно малышам, получать информацию из комбинации интонации и касаний, ведь привычная речь может быть непонятна. Если пожимать ладонь, то жест расценится, как уважение и добрые намерения.
Сменить тему и переключить внимание — попробуйте другое занятие, предложите новую тему для разговора, задайте неожиданный вопрос, укажите на что-нибудь цветное и красивое. Отвлёкшись человек с деменцией забудет о навязчивой мысли, которая его беспокоила.
Коммуникация по правилам— длинные фразы с подтекстом вряд ли смогут быть поняты людям с деменцией. Поэтому нужно говорить медленнее и чётче, составлять простые предложения. Подойдут такие фразы, как: «Я заметил, что еда на ужин тебе понравилась», «Я чувствую, что это для тебя неинтересно». Когда хотите о чем-то спросить, отдавайте предпочтения тем вопросам, на которые предусмотрен ответ «да» или «нет». Общайтесь с больным без злости или неприязни, покажите улыбку и готовность помочь.
Соблюдение режима дня: постоянный распорядок значительно снимает стресс и тревогу пожилого человека. Для наилучшего результата следует занимать пациента делами в одно и то же время: по расписанию принимать пищу, отдыхать, гулять. Предсказуемость событий дня положительно влияет на состояние больного.
Пансионаты для пожилых "Теплые Беседы" специализируются на уходе за пожилыми людьми с деменцией и болезнью Альцгеймера.
В пансионатах организованы все условия: лечебный досуг, осмотр врачом, 5ти разовое питание, режим дня и ежедневные прогулки.
Подробнее на сайте teplye-besedy.ru или по телефону 8 499 455 1761