Найти тему

Газлайтинг или кратко о пограничной структуре личности

В последнее время я часто сталкиваюсь с термином «газлайтинг». Прогрессивная часть моих пациентов использует его для описания негативного психологического воздействия (своего рода манипуляции), которое они испытывают в отношениях с определенного рода людьми.

В результате такого воздействия человек начинает сомневаться в собственной адекватности и объективности. Чувство очень неприятное, истощающее, некоторые сравнивают его как близкое к безумию. Меня это натолкнуло на мысль написать отдельный пост про пограничную структуру личности. Почему про них и кто это вообще такие?

Пограничная структура – так называется ровно потому, что она стоит на границе относительно здорового, невротического спектра психического развития и более патогенного, психотического. Обладатели данной структуры отличаются частой сменой настроения, восприятия и поведения – функционируя попеременно в двух полярных плоскостях и часто не имея способности их совмещать, то есть формировать более нейтральную, уравновешенную позицию. Например, во время ссоры ваш муж агрессивно на вас нападает, обвиняя в непонимании и нечуткости, но потом, некоторое время спустя, словно обнуляется и может выдавать совершенно противоположные реакции. Такое «обнуление» происходит потому, что его психика бессознательно переключается между двумя регистрами и не отдает в этом отчет. Один регистр – гневный, жестокий, заряженный негативными эмоциями, способный к агрессивным, оскорбительным действиям, другой – невротический, то есть более спокойный, рассудительный, разумный. Такой человек не способен осознавать расщепленность своей психики и адекватно оценивать свои действия, производимые в двух областях – то есть собирать их в единую картину. Именно поэтому апеллировать, например, в таких случаях к ранее сказанному бесполезно – ваш оппонент будет отрицать собственное негативное и аффективное поведение не потому, что он искусный лицемер и манипулятор, а потому, что он сам не осознает двойственность своего внутреннего мира. Немного напоминает раздвоение личности, но по сути рабочие механизмы те же, вопрос только в интенсивности и постоянстве их воздействия и наличие других отягчающих нарушений (например, органических, нейробиологических и пр.)

По способу и эффекту воздействия газлайтинг очень напоминает психическую защиту, известную в психоанализе как «проективная идентификация». Именно эта защита, наряду с проекций – одной из самых ранних защит психики - свойственна людям с пограничной структурой.

Пограничники используют механизм проекции, чтобы отдать оппоненту свои отвергаемые ими части, собственную непризнаваемую плохость. Это очень частое явление. Бытовой пример: ругаясь, мы обвиняем друг друга в чем-то плохом, деструктивном, отрицательном. Однако, как правило, эти именно те характеристики, которые есть в нас самих, но мы не имеем достаточного психического ресурса себе в этом признаться. То есть, предмет обвинения – это и есть та внутренняя часть эго, которую мы отвергаем в себе и буквально проецируем на другого, на внешний объект. Это и есть механизм проекции.

А вот проективная идентификация, лежащая в основе газлайтинга, – это когда проекция настолько сильно проникает в вас, что вы начинаете себя чувствовать именно таким образом, каким вас пытаются обвинить. При этом вы можете ощущать чуждость этого восприятия. Пограничники очень искусны в таких воздействиях. Однако стоит понимать, что если вы так чувствительны к этой бессознательной манипуляции, то значит, и у вас есть соответствующая психическая пробоина.

Пограничные структуры очень тяжелы в быту и отношениях. Их ведущая мотивация – ненависть, поэтому у них сильно выражены такие черты, как агрессивность, раздражительность, враждебность. При этом им может быть сложно испытывать теплые позитивные эмоции, так как они постоянно находятся под внутренним бессознательным обстрелом враждебного для них мира – как внешнего, так и внутреннего. Им свойственно проявлять параноидные реакции, они стремятся контролировать объект привязанности и доминировать над ним.

Такое функционирование напоминает ранний период развития младенца, но тогда оно биологически обусловлено необходимостью выживания. Однако, если в дальнейшем развитие мышления и формирование опыта объектных отношений не происходит благоприятным образом, данная позиция (ранней психики) сохраняет свою доминанту и во взрослом представительстве.

Пограничники будут пытаться слиться с партнером, буквально поглотить его, присвоить себе, что, очевидно, не выливается в здоровые и экологичные отношения.

Психоаналитическая терапия способна успешно работать с людьми такого спектра, а также с их партнерами, и способствовать установлению более уравновешенной внутренней позиции. Скажу честно, такая терапия непростая и небыстрая, но в ее процессе можно действительно помочь осознать эту патологию и выработать механизмы интеграции и сотрудничества – как с самим собой, так и с внешним миром.