Все, кто знаком со словосочетанием "сенсорная алалия", знают, что это нарушение, при котором ребёнок слышит речь, но не понимает её или понимает очень ограниченно. Кто напрямую с этим не сталкивался и "не в теме", часто задаются вопросами: "Как это так - слышит, но не понимает?"
У этого есть своё объяснение. Дело в том, что за слух в мозге отвечает преимущественно верхняя височная извилина доминантного полушария мозга. Две трети верхней височной извилины отвечают, собственно, за сам физический слух, а ещё одна треть (область Вернике) работает на фонематику - распознавание звуков речи родного (и не только) языка.
При поражении области Вернике в сочетании с сохранностью остальной части височной извилины и развивается феномен: "Слышит, но не понимает."
Почему у одного сенсорного алалика понимание восстанавливается лучше, а у другого - хуже?
Все, кто когда-либо имел дело с сенсорными алаликами, могут сказать, что тяжесть нарушения у них ОЧЕНЬ неодинакова. Один ребёнок может напрочь не понимать речь и медленно компенсировать свой дефект. Другой сравнительно быстро восстанавливает понимание. Конечно тут можно хвастать белым пальто и говорить, что такая разница связана с тем, что наверное родители ребёнка, который быстро восстановил понимание, с ним больше занимаются. Однако, несмотря на всю важность занятий, дело обстоит не так просто.
У подавляющего большинства людей (до 90% взрослого населения, включая часть левшей и амбидекстров), слуховая кора находится в левой височной доле. Несмотря на это, в височной доле правого полушария тоже есть свой центр распознавания звуков и речи.
Правый центр слуха не так много задействуется в речи, как левый, и считается, что с точки зрения различения сложных звуковых конструкций он более настроен различать и обрабатывать музыку, чем звуки речи. А ещё именно правильная работа слухового анализатора в правом полушарии даёт людям возможность понимать смысл пословиц и метафор, улавливать подтекст, сарказм и юмор.
Совместная работа обоих центров формирует полноценное восприятие всего, что слышит человек. К тому же, два слуховых центра являются природной страховкой от грубого нарушения слуха - корковой глухоты, которая возникает при полном двустороннем повреждении височной извилины.
Несмотря на несколько иную специализацию, правый центр речи тоже способен опознавать и различные шумы, и фонемы. Поэтому если он не повреждён, ребёнку будет проще восстановить речевой слух, так как ему есть на что опираться.
Откуда берётся сенсорная алалия БЕЗ повреждения слухоречевого анализатора?
Во многих источниках и даже от некоторых специалистов можно услышать, что для подтверждения диагноза "Алалия" требуется наличие повреждений соответствующих отделов мозга на МРТ.
В связи с этим я в своё время даже раскошелилась на МРТ в хорошем месте и... ничего там не нашла. При этом, если рассматривать симптомы, то моему сыну по всем параметрам подходила именно сенсомоторная алалия (она же была и в карточке).
Частично моё замешательство было рассеяно ещё в кабинете МРТ. Врач-невролог, проводивший обследование, объяснил мне, что МРТ показывает только довольно крупные повреждения: опухоли, кисты головного мозга, очаги глиоза (участки мертвых нейронов) и ещё некоторые видимые вещи.
Но МРТ не показывает разрушение или отсутствие связей между нейронами, дефекты работы нейромедиаторов - веществ, которые регулируют активность разных участков мозга, а также не видит очень маленьких повреждений.
В любом из этих случаев получится, что мозг номинально находится в состоянии а-ля "хоть в космос лети", а по факту мы имеем тяжелейшие проблемы с речью.
Ещё одним моментом почему "На МРТ ничего нет, а алалия есть", являются нарушения в стволе мозга. Полушария головного мозга могут работать и принимать решения, только получив информацию от сенсорных систем. Эти данные собираются сенсорами по всему организму и оказываются в первую очередь в ретикулярной формации - густой нервной сети внутри ствола мозга. Ретикулярная формация решает, что заслуживает внимания в первую очередь, а что можно игнорировать как неважный сигнал, и подаёт импульсы в соответствующие области мозга.
Речь не исключение. Когда ретикулярная формация считает, что обращенная речь - это важный сигнал, на который стоит обратить внимание, она посылает активирующие импульсы в слуховую кору и область распознавания речи. Но в случае повреждения или недоразвития связей ретикулярной формации со слуховым анализатором мы получим явление, когда с ребёнком говоришь, а он реагирует на тебя как на дверь - то есть, никак. При этом на МРТ слуховые зоны мозга тоже останутся сохранными. И ведь они действительно в порядке - просто до них импульсы не доходят или доходят плохо.
Как всегда, спасибо, что читаете меня :)
Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!
Вам могут быть интересны другие статьи по теме:
Почему вопросы про эффективность/вред лекарств лишены смысла? (аутизм, нарушения речи, ЗПР)
Улучшение понимания речи у детей с алалией, аутизмом и ЗПР через развитие эхоической памяти
Достаточно ли ваш ребёнок понимает речь? Всё об уровнях понимания речи