Найти тему
Ольга Шадрина

Алтай. Белуха «не открывается»

«… Быть на Алтае только туристом – слишком роскошно для туриста и слишком мало для Алтая» - В.В. Сапожников.

Уже в августе 2020 г. я знала, что у меня в начале сентября будет полет к горе Белуха. Точнее, я буду гидом у двух туристов из далекого от Алтая приморского города. Этот предстоящий полет к Белухе у меня будет не первый. Я летала сопровождающей в подобных экскурсиях два раза. То, что мы увидим в процессе полета, я знала. Я видела Белухинский массив в прекрасную и июльскую погоду и в облачную июньскую. По результатам двух полетов (2007, 2008 гг.) был выпущен набор открыток «Алтай с птичьего полета»

фото Шадрина Ольга
фото Шадрина Ольга

Но, я не только летала, но и ходила к подножью этой священной горы. Впервые я там оказалась летом 1988 года. Это была полевая практика по «Землеведению», где руководителем нашего похода был Виктор Семенович Ревякин. В тот год он нас водил к леднику Родзевича (Аккемскому). Позже, мы с подругой Светланой "бегали" к Нижнему Аккемскому озеру.

За неделю до сентябрьского полета к Белухе я начала интенсивно готовиться к экскурсии. Основным моим источником была книга под редакцией В. С. Ревякина «Белуха» (Томск, Издательство ТГУ, 1968 г., тираж 4000 экз., цена 65 коп.)

Особенно мне понравилась глава «История исследования и спортивного освоения».

Белуха…

"…. От кочевавших в давние времена близ вершин племен сохранились несколько названий этой вершины: Катун-бажи (голова Катуни). Ак-су-рю (с белой водой), Уч-сюри (три шпиля или три сопки), Мус-ду-тау (ледяная гора). Из других названий известны «Катунские столбы». Катун-баш и даже Белуга (!?). Но лучшего названия, чем просто Белуха, придумать трудно, глядя на девственную белизну снегов, покрывающих ее почти до самого подножья.

фото Шадрина Ольга
фото Шадрина Ольга

Определение высоты Белухи имеет свою небезызвестную историю. Первая оценка ее принадлежит Ф. Геблеру. В 1835 году, находясь у впадения Итольгона (Яшпаги, Проездной) в Белую Берель, он угломерным прибором определил превышение Белухи над Берелью в 7000 английских футов, но повторить своего измерения из-за плохой погоды не смог и считал его только приблизительным. Учитывая превышение Белухи над известными вершинами, Геблер оценил ее высоту более 11000 ф., то есть выше 3362 м.

Фридрих Август Вильгельм Геблер (1782 - 1850). с портрета работы М. Мягкова
Фридрих Август Вильгельм Геблер (1782 - 1850). с портрета работы М. Мягкова

Эта цифра продержалась до 1895 года когда измерением высоты Белухи занялся В. В. Сапожников. Произведя пять измерений высоты Восточной вершины с различных пунктов, он получил для нее 4540 м. высота Западной вершины после четырех измерений оказалась равной 4440 м. эти определения выдержали проверку временем и, как видим, очень близки к геодезическим измерениям последних лет – 4506 (сегодня - 4509 м) – Восточная Белуха, 4435 – Западная Белуха.

Массив Белухи очень резко поднят над окружающими хребтами, и двуглавая вершина видна с самых отдаленных мест в округе. Хорошо она просматривается со склонов Теректинского хребта, с Сальджара, с вершин Южно-Чуйского и Северо-Чуйского хребтов, с перевалов из Белой Берели в Черную Берель и из Черной Берели в Коксу.

Если поставить Белуху «по росту» высочайших вершин Земли, то в этом длинном строю гигантов, она займет место очень далекое от правого фланга. Однако относительно небольшая высота нисколько не умоляет достоинства Белухи как вершины.

Ледники Белухи спускаются несколько ниже границы леса. Вот почему путь к ее вершинам проходит исключительно по ледникам и заснеженным склонам. На Белуху есть только один относительно легкий маршрут (по леднику Геблера), все другие требуют высокой альпинистской подготовки. Знаменитая Аккемская «стена» Белухи – долгое время была непреодолимым репятствием к вершинам с севера. На склонах вершины можно встретиться и со снежными навесами, и с сыпучим снегом, и с грозными лавинами.

Белуха редко бывает открыта, обычно она укутана в облака и даже в ясные безветренные дни можно видеть, как на ее вершинах образуются снежные флаги самых причудливых очертаний.

Фото Шадрина Ольга
Фото Шадрина Ольга
  • Первые сведения о высочайших вершинах Алтая относятся к концу 18 века. Впервые Белуха упомянута в обширном труде «Дневные записки г. обер-гиттенфервальтера Петра Шангина…», изданном в 1793 году на немецком языке, а затем, переведенном на русский. Шангин описывал Белуху по устным рассказам охотников и старателей Уймона.

Следующее упоминание о Белухе связано с поездками по Алтаю профессора Дерптского университета Карла Фридриха фон Ледебура и его учеников: доктора Бунге и Мейера, которые они предприняли в 1826 году. Результатом поездок явилось несколько томов путевых заметок и каталог растений «Флора Алтая», насчитывающий 1600 видов. Рассказ о Белухе, также услышанный от местных жителей, записал д-р Бунге и пересказал в своем письме Ледебуру в 1829 году.

Первым из европейцев, посетившим район Белухи, был главный инспектор госпиталей и аптек Колывано-Воскресенских сереброплавильных заводов, доктор медицины и хирургии, широко эрудированный, всесторонний исследователь и неутомимый путешественник Фридрих Вильгельм Геблер. Путешествуя с целью сбора лекарственных и редких растений по Алтаю, Геблер в 1836 году осмотрел подступы к Белухе с юга и «поднялся на нее… до границы нетающих снегов». Открыл ледники Катунский и Берельский. Определение высоты Белухи на глаз в 11000 футов и длины Катунского ледника в две – две с половиной версты было. Конечно, неверным. Результаты своих исследований Геблер изложил в статье «Замечания о Катунских горах, составляющих высочайший хребет в «Русском Алтае». За эту статью ему была присуждена Демидовская премия Московского общества естествоиспытателей (2500 руб).

Затем наступил застой. Белуха, едва, будучи открыта, так и не смогла найти себе настоящего исследователя. До 1895 года близ этой «жемчужины» Алтая побывало несколько ученых и экскурсантов, в том числе, в начале семидесятых годов директор Томского реального училища Г. К. Тюменцев (описание путешествия не оставил), в 1880 году – известный исследователь Алтая и Сибири Н. М. Ядринцев.

  • Эти и другие посещения Белухи носили случайный характер и не имели своей целью серьезное исследование района. Описания массива носили буквально однобокий характер, так как ни один из путешественников не предпринял даже маршрута к Белухе с севера, запада и востока (подступы с юга наиболее просты).

И, наконец, через шестьдесят лет после открытия Белухи, она получила себе преданного и неутомимого исследователя в лице профессора Томского университета Василия Васильевича Сапожникова.

Василий Васильевич Сапожников (из книги "По Алтаю")
Василий Васильевич Сапожников (из книги "По Алтаю")

Впервые Сапожников побывал в районе Белухи летом 1895 года. Менее чем за месяц полевых работ им были тщательно исследованы ледники Катунский, Берельский и открыт ледник Черный. Так начался счет ледникам Алтая. До открытия Сапожникова В. В. считалось, что на Алтае оледенение представлено лишь ледниками, открытыми Ф. В. Геблером.

В. В. Сапожников с проводником Матаем на седле Белухи. 1898 г.
В. В. Сапожников с проводником Матаем на седле Белухи. 1898 г.

В 1897 году Сапожников вновь у Белухи. Ха это лето ему «удалось побывать» здесь со всех сторон, кроме верховьев Кочурлы и составить довольно ясное представление б этой громаде». Говоря иными словами, в 1897 году были открыты и описаны ледники Аккемский и Иедыгемский – самый крупный глетчер Алтая, а также большое количество их притоков и спутников. Кроме этого, Сапожников с высокой степенью точности определил высоту Восточной и Западной вершин Белухи. В этом же году были предприняты съемка Катунского ледника и забор проб высокогорного воздуха.

Ледник Геблера. верхний ледопад Восточного  потока. 31 июля 1895 г. Катунский ледник. Из книги - "Сибирский альпинист" - фотографии В. В. Сапожникова, 2014 г.
Ледник Геблера. верхний ледопад Восточного потока. 31 июля 1895 г. Катунский ледник. Из книги - "Сибирский альпинист" - фотографии В. В. Сапожникова, 2014 г.

Следующее лето 1898 года было для Сапожникова наиболее плодотворным. Потратив большую часть полевого сезона на изучение ледников Чуйских белков, ученый долинами Жасатераи Коксу пробрался к истокам Катуни «с твердым намерением предпринять восхождение на Белуху».

  • Подобные попытки он предпринимал и ранее, в 1895 году, поднявшись к подножью второго ледопада Восточного потока Катунского (Геблера) ледника, и в 1897, когда он достиг вершины Раздельного гребня (3000 м), но из-за неблагоприятных погодных условий вынужден был вернуться.

В 1897 г. спутниками Сапожникова были Винокуров, студент Томского университета, и проводники Иннокентий Матай, Виталий Архипов и Капсим Кузьмин.

Фото В. В. Сапожникова. Западный поток ледника Геблера. 30 июля 1895 г. Катунский ледник в массиве Белухи. Фото из книги "Сибирский альпинист", 2014 г.
Фото В. В. Сапожникова. Западный поток ледника Геблера. 30 июля 1895 г. Катунский ледник в массиве Белухи. Фото из книги "Сибирский альпинист", 2014 г.

Маленький отряд вышел на штурм вершины около полудня 18 июля. Без особых затруднений пройдя до раздельного гребня, устроили здесь ночлег. На следующий день, преодолев ледопад и поднявшись к перемычке Восточного и Центрального потоков, отдохнули и двинулись дальше. К двум часам дня они достигли седла, где пробыли полчаса. Ха это время были сняты показания анероидов и термометров и сделано несколько фотоснимков. На обратном пути близ перемычки ледниковых потоков были заложены минимальный и максимальный термометры. На спуске никаких приключений не было, и к десяти часам вечера отряд был уже в лагере. На основании данных анероидов была определена высота седла (4065 м), что позволило еще раз подтвердить точность определения высоты вершины.

Фотография В. В Сапожникова. Вид с седла Белухи на север. 19 июля 1898. Гора Белуха. Фото из  книги "Сибирский альпинист", 2014 г.
Фотография В. В Сапожникова. Вид с седла Белухи на север. 19 июля 1898. Гора Белуха. Фото из книги "Сибирский альпинист", 2014 г.

Впоследствии Сапожников посещал район Белухи в 1899 году и в 1911 году. Он открыл ледники Мюштуайры (Братьев Троновых) и ряд других ледников в верховьях Кочурлы. Попытка повторить восхождение на седло и возможно на Восточную вершину в 1911 году окончилась неудачно. Вначале В. В. Сапожников и его спутники не смогли преодолеть лабиринт трещин восточного ледопада. А начавшаяся непогода не позволила предпринять следующую попытку. Ожидание хорошей погоды длилось неделю, но и после Белуха не показалась из-за плотной завесы облаков. «Осаду» пришлось снять. «Вернусь ли я когда-нибудь к Белухе – не знаю», - писал Василий Васильевич. Это было его последнее свидание с Белухой. Но все сделанное им для изучения ее природы не утратило своего значения до наших дней. Трудно переоценить заслуги Сапожникова в исследованиях Алтая в целом и района Белухи в частности"

Интересующихся этим вопросом следует отослать к статьям Сапожникова и его книгам: «Катунь и ее истоки» и «Пути по Русскому Алтаю»…..

-10

… К моменту приезда туристов я была готова к экскурсии. Но все сложилось иначе. В день приезда наших гостей Алтай накрыло густым влажным туманом. Сначала атмосферу над ним встряхнуло, переворошило сильными ветрами. Потом занавесило туманно-облачным одеялом. Сильно похолодало, шел дождь, температура упала до + 4 ° ночью, + 10 ° днем. Верхний Алтай присыпало снегом. В общем, погода характеризовалась – нелетной.

Наши гости – успешные люди, достигшие и достигающие всегда своей цели, были в недоумении и огорчении. Они не предполагали, что что-то пойдет не по их плану. Пошел счет дням ожидания вертолетной экскурсии: 1- ый, 2- ой, 3 – ий, 4 – ый…

На вопрос о сроке полета диспетчер отвечала: «Белуха не открывается. Белуха их не пускает. Не готовы туристы к встрече с Белухой». И приводила примеры, что, мол, один мужчина пытался увидеть Белуху 6 раз, даже летал, но все равно она не открывалась.

Фото Шадрина Ольга
Фото Шадрина Ольга

Магия или стечение обстоятельств?

После моих долгих переговоров по организации полета, он все же состоялся – в последнюю дату, на которую могли претендовать наши туристы. Полет состоялся, но не из долины Катуни, а с мыса Кырсай, что на юге Телецкого озера.

К этому полету туристы «шли» через подготовку, познание, гармонизацию, через новый их взгляд на свое «я».

«… быть на Алтае только туристом – слишком роскошно для туриста и слишком мало для Алтая» - В.В. Сапожников

Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина, фото автора