Сегодня снова Тернер. Потому что НУ ЧТО ОН ТАКОЕ ВЫТВОРЯЕТ В СЕРЕДИНЕ XIX ВЕКА, ПРОСТО ДИВУ ДАЕШЬСЯ.
С ранних лет Тернер изучал световые эффекты и цвет, и в своих исканиях обращался к учению Гете о положительных и отрицательных цветах и их эмоциональном воздействии.
Под впечатлением от этого учения Тернер создал "Свет и Цвет. Утро после всемирного потопа" и "Тень и Тьма. Вечер всемирного потопа" (обе 1843).
❗1843 ГОД❗
Библейские персонажи - а где, собственно, библейские персонажи? А они ПОЛНОСТЬЮ ПОГЛОЩЕНЫ ВИХРЕОБРАЗНЫМИ ПОТОКАМИ ВОЗДУШНЫХ МАСС, несущих угрозу всему живому.
Тернер пишет Страшный суд. Суд, который не выявляет праведников и грешников, потому что праведников попросту нет, но производит тотальную чистку, ибо потоп - это божья кара.
Даже "Утро после потопа", когда "ковчег твердо стоял на Арарате, и вернувшееся солнце выпаривало влажные пузыри земли, и ревнивый свет отражал ее последние формы, каждую в призматической форме, предвестник надежды, эфемерный, как летний мотылек" (поэма Тернера "Обманчивость надежды") - это судилище. Солнце ярко освещает силуэты людей, "горящих в аду", на которые смотрит толи с небес Иисус, толи с горы Арарат Ной, выбравшийся из своего разбитого ковчега, практически затонувшего в тернеровской воронке.
Впрочем, сами картины не нуждаются в словесных комментариях. Все сказано космической деструкцией, движением облаков, образующих гигантские воронки, цветом, который много позже Синьяк сравнит с россыпями драгоценных камней.
Поздний Тернер - это ПОЧТИ АВТОНОМНЫЙ ЦВЕТ, это формы, размытые в феерическом свечении, когда лишь между прочим в них угадываются смутные очертания.
❗ТЕРНЕР был ПЕРВЫЙ, КТО ОТКРЫЛ, ЧТО ЦВЕТ МОЖЕТ ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НЕПОСРЕДСТВЕННО, В ОТРЫВЕ ОТ ФОРМЫ И СЮЖЕТА.
"Замок Норэм. Восход солнца" (1835-1840) - поразительная вещь для XIX века. НИКТО И НИГДЕ В 1840х ГОДАХ НЕ ПИСАЛ ПОДОБНЫМ ОБРАЗОМ! (при жизни Тернера картина никогда не выставлялась). Стилистически она близка к акварелям художника - так же прозрачна, наполнена воздухом, так же излучает свет, так же изумительно сложна по колориту.
❗За сотню лет до Ротко и Поллока Тернер освободил цвет.
Такие НЕМЫСЛИМЫЕ для XIX века работы Тернер писал для себя и редко демонстрировал на выставках. Но иногда эти небольшие, легко написанные картины публика все же видела, и конечно они вызывали недоумения и насмешки. Их прозвали "маленькими шутками господина Тернера".
Пожалуй, только Констебль понял своего собрата по цеху, назвав его "живописцем золотистых видений, хотя и лишенных всякой субстанции". Конечно, в глазах не только Констебля отсутствие материальности воспринималось как порок. Тем не менее он добавил: "Все-таки это подлинное искусство, и стоит жить и умереть ради таких работ".