Найти тему
Зевс в пижамке

Яга: откуда взялась эта баба в русских сказках?

Словарь Даля называет Бабой-Ягой разновидность ведьмы под личиной безобразной старухи, а из сказок мы знаем, что встречи с этим персонажем стоит избегать. Но откуда на самом деле в народных преданиях взялся этот образ? Да и, в конце концов, так ли страшна Баба-Яга, как ее малюют?

Происхождение Бабы-Яги уходит корнями еще в язычество, когда люди верили в то, что дух умершего возвращается на землю. Для того, чтобы он отнесся к живым доброжелательно, ему делали подношение — иттарму: представляло собой оно куклу («бабу»), которую заворачивали в «ягу» — шубу, сшитую из вывернутых мехом наружу шкур. Почему иттарма была женского рода? Так ведь в те времена царил матриархат, да и «яга», кстати, относилась к женскому элементу костюма.

-2

Дальше «бабу», завернутую в «ягу», укладывали в специальную постройку сомъях: она-то и стала прообразом знаменитой избушки на курьих ножках. О том, для чего языческой кукле требовался домик, и почему встретить его в лесу так боялись наши предки, можно прочитать в статье «Что скрывает избушка на курьих ножках?».

Сомьях хантов
Сомьях хантов

Часто Баба-Яга изображалась с метлой и ступой. Происхождение первого атрибута — опять же следствие матриархата, так как метла в те времена являлась исконно женским орудием труда. Плюс ко всему, у славян-язычников этот инструмент служил для, так сказать, очистительной магии: с его помощью из жилья «выметали» хвори и раздоры.

Второй же атрибут Бабы-Яги — ступа — представляет собой не что иное, как похоронную урну. Деревянный сосуд использовали древние славяне, чтобы хранить в нем останки предков; считалось, что вместе с ними находится и душа покойного.

Так кем же на самом деле была Баба-Яга — рукотворной куклой-иттармой, подношением душам предков, или чем-то большим? Злой она все-таки персонаж народного фольклора, или добрый?

-4

Роль этого персонажа в язычестве была очень велика: несмотря на крепкую связь со смертью, Баба-Яга в первую очередь являлась олицетворением ведовства, лекарских традиций, а также проводником перемен (вспомните, как «перерождались» герои сказок, пройдя через избушку: это не что иное, как древнее воспоминание об обрядах инициации).

В более глубоком смысле Баба-Яга — это не что иное, как архетип Первой женщины, Дикой Матери — карающей, но и помогающей. Она не только отражает наши страхи, касающиеся неизвестности и всего потустороннего, но и является неким «проводником» между миром мертвых и миром живых.