Общаясь с представителями небольших региональных авиакомпаний, практически от всех можно услышать: "Летать не на чем", "Дайте самолеты". Проблема известная, у АН-24, 28 ресурс выработан и продлять его до бесконечности не получится, иномарки дороги и не везде могут летать ввиду специфических условий, Л-410 - та же иномарка выпускается штучно и тоже не дешев, ИЛ-112, 114 только начали испытания и неизвестно когда появятся, дай Бог к 25 году, у SSJ в качестве регионального самолета тоже ограниченная перспектива, летать он может далеко не на все аэродромы. Спрашивается, что делать-то?
Интересно, кто-то задавался этим вопросом лет 14 назад, когда в 2006 году закрывалась программа уже разработанного и проходящего испытания самолета СУ-80? Сейчас, что бы разобраться досконально в этой истории, нужно потратить некоторое время, но в первом приближении все выглядит примерно так.
Работы по этому самолету в ОКБ Сухого начались в 1989 году. Так что отнюдь не SSJ был первой гражданской разработкой Сухого, а именно СУ-80 (если не учитывать спортивные СУ-26, 29, 31). Что удивительно, первоначально техническое задание на этот самолет сформировали.. медики. По их замыслу, это должен был быть реанимационный самолет, в первую очередь для членов Политбюро ЦК КПСС. Как многие помнят, люди в нем были в основном пожилые и видимо серьезно заботились о своем здоровье, что бы дожить до обещанного ими же в скором будущем коммунизма. По задумке, самолет должен был "уметь" взять на борт реанимобиль, что бы при необходимости с аэродрома без задержек домчаться до пациента, а потом так же быстро с пациентом до нужного медицинского учреждения без лишних перекладываний, отключений/переподключений больного и т д. Была выделена некоторая сумма на разработку и работы начались.
Уже в дальнейшем, на этапе проектирования и постройки первых образцов, начали появляться различные модификации: пассажирский, грузопассажирский, патрульный, транспортно-десантный и т д. Но именно первоначальное требование медиков во многом определило столь необычную схему, как двухбалочный высокоплан с грузовой рампой в хвостовой части.
В конструкцию самолета изначально закладывались высокая автономность от аэродрома базирования, возможность садиться на грунтовые площадки, быстрая трансформация салона, герметичная кабина на 30 пассажиров в базовой компоновке или на 3300 кг груза. В качестве силовой установки планировались ТВД-1500, но так как на тот момент двигатель был не готов, на летные образцы ставились General Electric СТ7-9В по 1750 л с.
По имеющимся данным, в Комсомольске-на-Амуре было построено 3 летных образца и еще 2 фюзеляжа для испытаний. Самолет прошел статические испытания и в сентябре 2001 года впервые поднялся в воздух. Самолет демонстрировался на выставках, включая МАКС, привлек внимание военных, в интересах которых проводились испытательные полеты с десантированием людей и грузов. Был интерес из-за границы, и так или иначе было собрано заказов (опять же, по некоторым данным) на 47 самолетов, что для начала выглядит неплохо.
А потом случился Суперджет.. не подумайте, я ничего не имею против этого самолета как самолета, но то, какой ценой он появился на свет, от части определяет неоднозначное к нему отношение. СУ-80 стал его невольной жертвой. В ожидании крупных заказов со всего мира на SSJ, для него срочно потребовались производственные площади на заводе в Комсомольске-на-Амуре, так как времени (и видимо средств) на возведение новых корпусов не было, по-этому стапеля СУ-80 демонтировали и положили на склад. Под эту же "раздачу" попал БЕ-103 - небольшая амфибия на 6 мест, производство которой осваивалось на заводе примерно в тоже время.
Официально программа СУ-80 долго не была закрыта. Несколько раз о нем вспоминали, например в 2012 году на поручение Дмитрия Медведева о необходимости создания нового регионального самолета, Сухой бодро отрапортовал, что они готовы возродить программу, но на этом и закончилось. Возможно ли это сейчас, я не знаю. Опять же по слухам, оснастка на самолет в целости и сохранности хранится на заводе, документация в архиве, один летный борт стоит без двигателей под брезентом и задел на еще два борта где-то там же. Так что, на первый взгляд это выглядит возможным, но как показывает практика, желаемое не всегда совмещается с действительностью.
Так как жизнь самолета оказалась не долгой, и мало кто успел на нем полетать, мнения о нем рознятся, кто-то пишет что самолет "супер", кто-то критикует, но вот еще один интересный факт, товарищ Погосян в свое время, будучи Генеральным Сухого, толи оправдывая закрытие программы по нему, толи сводя какие-то личные счеты с Симоновым, назвал СУ-80 «Позором фирмы Сухого». Лично я это расцениваю это так - если он действительно это сказал, значит самолет достойный! 👍🏻
PS В сети есть несколько разных версий событий, связанных с этим самолетом и моя несколько отличается от остальных. Какая наиболее близка к действительности, возможно покажет время.