На Восточном фронте советские танковые потери были действительно сильно выше немецких, однако есть общее убеждение что практически все из них произошли в боях на отдельных участках фронта. И действительно если взять воспоминания немецких танкистов или же генералов, Красная армия потеряла какое-то неимоверное количество танков. Скажем, по немецким данным входе операции “Зимняя буря” части 4-й танковой армии в декабре 42-го года уничтожили 700 советских танков!
Конечно и наши гнули немецкие потери, так, например, после битвы за Берлин было объявлено что было уничтожено и захвачено более 3 тысяч немецких танков и САУ, тогда как по самым максимальным оценкам на Берлинском направлении немцы имели не более одной тысячи техники, половина из которой была уже не в состоянии двигаться. И вот собственно это состояние “бездвижения” это основная проблема танков Второй мировой, машин в сущности не сильно надежных. И вот, казалось бы, на дворе май 1942-го года, советская промышленность находится в тотальном коллапсе, но удалось под Харьковом собрать танковый кулак, центральную роль в котором играли танки Т-34-76.
Тогда, только танков данного типа было собрано 240 единиц, однако основная часть еще приходилась на допотопные Т-60. Они не представляли для немцев серьезной угрозы, и могли использоваться лишь в разведывательных целях, а также поддерживать пехоту в локальных стычках, когда у противника не было противотанкового прикрытия. Всего было собранно более 1000 танков, которые обрушились на Харьков, в котором плотно засели немцы, и там она сгинула. В основном эту технику банально оставили: дело в том что два советских танковых корпуса в итоге попали в немецкий котел, и приходилось оставлять технику, для того чтобы прорываться к своим. В последующем немцы даже не стали ее в общем-то убирать, и она пролежала вплоть до весны 43-го года.
Тогда, из трофейной техники второй и третьей битвы за Харьков начал создавать танковую роту СС. Но в основном эти танки остались забытыми и заброшенными, ибо немцы не сильно задумывались над тем чтобы куда-то увозить на металлолом советские трофейные машины, у них даже тыловые структуры для этого были не слишком развиты. Использовали также и вспомогательный труд местного населения, но конечно тягачи для такого дела были свои, немецкие. Среди основных причин потери советских танков, кроме боевых было отсутствие грамотной инфраструктуры для танкового броска к Харькову. Кроме того, машины 42-го года не отличались должным уровнем надежности.
Танки иногда оставляли целыми колоннами, лишь бы спастись от противника, который начал контрудар. В последующем немецкие солдаты очень охотно фотографировались рядом с заброшенной техникой, оставляя для нас ценный исторический источник.