Найти тему

О цифровизации госсектора и госпроектах в 2020

О цифровизации госсектора и госпроектах в 2020

Наталья Зубкова, заместитель генерального директора НОРБИТ, для ICT-online.ru.

По Вашей оценке, действительно ли можно говорить об увеличении заинтересованности госсектора в ИТ? С чем связана эта тенденция (появление интересных госсектору технологий, курс на импортозамещение и цифровизацию и тд), как она развивается?

Цифровизация госсектора стала таким же естественным процессом, как переход на цифру других секторов экономики: ритейла, финансов, производства, фармацевтики и прочее. Ведь нельзя же жить в парадигме, когда с помощью мобильного телефона можно заказать еду, а для государственной услуги нужно собрать 25 документов.
Если говорить об импортозамещении, нужно понимать, что западные вендоры при создании платформ ориентировались на бизнес. И когда понадобились ИТ-решения для государственного сектора, именно импортозамещение повлияло на развитие стека технологий, отвечающих российским условиям. Правительство принимает множество полезных мер для развития ИТ-сектора, в их числе установка налоговых льгот для ИТ-компаний. Мы видим назначения министров цифровизации на федеральном и региональном уровнях. Всё это показывает заинтересовать государства в развитии ИТ.

По Вашей оценке, насколько велика была и остается роль государственного участия в развитии, в нынешнем положении дел в Вашей компании?

НОРБИТ имеет достаточно большой портфель проектов в государственных и коммерческих компаниях. Поскольку количество гос. проектов растет на ИТ-рынке в геометрической прогрессии, а мы работаем в сегменте Enterprise, то, как следствие, с каждым годом растет и доля компаний с госучастием и госструктур в нашем портфеле.

Увеличение доли госкомпаний на ИТ-рынке, появление высокотехнологичных отделов внутри госкомпаний - как это влияет на рынок, какие последствия влечет, каковы плюсы и минусы этого процесса?

Сбербанк дал старт инхаусной разработке, и многие банки последовали этому тренду. Сложно сказать, что это привело к какому-то глобальному успеху. Во-первых, отношения «заказчик-поставщик» больше стимулируют исполнение контрактов в срок. Во-вторых, внутренний заказчик более лоялен в решении каких-то вопросов, чем внешний.
Когда эти компании создавались, мы боялись, что можем потерять контракты. Но время показало, что ни в одном из заказчиков, где созданы такие инхаусные структуры с большим штатом сотрудников, объем задач по проектам не уменьшается.
Мы видим лишь большой для нас минус – они «взорвали» рынок труда и сильно подняли зарплатные ставки, чем усугубили кадровый дефицит ИТ-специалистов.


Озвученные регулятором планы по увеличению доли ИТ в ВВП России, а также по росту числа специалистов в ИТ-отрасли - насколько они реалистичны, выполнимы? Какие еще гос. инициативы Вы бы отметили?

Сегодня на государственном уровне обсуждается довольно много инициатив: как подготовить хорошие кадры, как привлечь компании и людей в российскую юрисдикцию, как сделать привлекательными условия для инвестирования. Конечно, мы только приветствуем любые позитивные изменения. Для нашей компании стало важным закрепление налоговые ставки для ИТ-компаний. Новые правила налогообложения помогут нам высвободить дополнительные деньги, которые мы сможем инвестировать в развитие бизнеса, создание новых продуктов и повышение заработных плат ИТ-специалистам.
Также мы очень ждем качественную перестройку системы подготовки ИТ-специалистов. Из-за кадрового голода нам приходится самостоятельно готовить кадры: у нас запущены стажерские программы, и мы читаем курсы в партнерстве с вузами.