Найти тему
RHR

СИЛА «БЕСПОЛЕЗНЫХ» ЗНАНИЙ: ДЕНДИЗМ

Оскар Уальд, поэт, писатель, эстет, денди
Оскар Уальд, поэт, писатель, эстет, денди

Forbes Russia представил трансляцию выпуска «Forbes Карантин». Битый час «инфлюенсеры» моды и амбассадоры роскоши: музыкальный продюсер Яна Рудковская, издатель журнала «Собака.ru» Вероника Белоцерковская, соавтор Telegram-канала «Антиглянец» Юлия Пош и главный редактор Forbes Life и Forbes Woman Юлия Варшавская — обсуждали свои рекламные гонорары, жалели неудачников, «которые такого себе просто не могут позволить», рассуждали о потреблении в будущем с слегка по-девичьи троллили друг друга.

Шоу, конечно, на любителя, но ему нельзя отказать, по крайней мере, в паре смысловых моментов.

1. Социальные сети и их персонификаторы — «зеркало» национального сознания

2. Вопросы эстетической идентификации сегодня важны так же, как и в любые времена, как только одежда перестала выполнять только защитную миссию. То есть с начала времен. Похоже, это наше, человеческое.

Мы хотим выделяться и нести свою идею в мир даже на уровне внешнего вида. Первыми догадались так поступать те самые «лондонские денди». О них мы и поговорим.

Термин «дендизм» известен не только любителям игровых приставок.

В первой половине XIX века на берегах туманного Альбиона появились молодые люди, которым пришло в голову подвести под свое щегольство и преувеличенное стремление выглядеть идеально — по последней моде и с изяществом — философскую платформу эстетизма.

Конечно, стремление демонстрировать свой статус с помощью нарядов в человеческой истории не новость. Но если раньше аристократы подчеркивали свое классовое превосходство особыми привилегиями — носить одежду из определенных тканей (шелк, бархат, набивная ткань, некоторые виды меха) и даже цветов — например, красный цвет могли позволить себе лишь представители высшей знати. То в начале XIX века ситуация изменилась.

По мнению ученых-социологов, мода в истории человечества играла важнейшую роль, определяя факторы:

• Демонстрация (высокого) социального статуса;

• Желание быть «своим» среди «своих»;

• Убеждение в неучастии в производительном труде;

• Удовлетворение потребности в комфортном состоянии;

• Стремление быть «самим собой» и «кем-то» в глазах других;

• Маркирование региональной и половозрастной идентификации;

• Репрезентация доминирующих социальных ценностей (матриархат, патриархат и т. п.).

Говоря иначе, одежда, как и в наши дни, была частью политики public relations.

Отсюда кстати, и культура портретов знатных людей, в которых каждая деталь была сообщением.

Например, наш знакомец из Тюдоров — тот самый Генрих Восьмой, судьба шести жен которого укладывается в короткой фразе: «развёлся — казнил — умерла — развёлся — казнил — пережила»

Так вот этот монарх следил, чтобы гульфик на его портретах был бы очень хорошо заметен. Тем самым он сообщал миру о своей монаршей мужественности.

Его дочь, Елизавета Первая — та самая «королева-девственница», которая провозглашала, что она замужем за государством, изображалась на парадном портрете в наряде, декор которого составлял рисунок в виде ушей, глаз и крыльев. Тем самым королева сообщала: я все слышу, все вижу и не лету схватываю все ваши помыслы.

Но в начале XIX века в Европе — и на Континенте, и на Британских островах — случилось невероятное (всему виной, конечно, французы с их слоганом «Свобода. Равенство. Братство»), — так вот впервые в истории человечества люди третьего сословия, если им удавалось разбогатеть, могли позволить себе носить то же, что и аристократия.

Казалось бы, ну что такого — жена преуспевающего портного или лавочника одета так же, как герцогиня.

Понимаете, да?

Общество реагировало бурно и с энтузиазмом. Новоявленные буржуа из кожи вон лезли, чтобы выглядеть, как аристократы, а те, в свою очередь писали насмешливые памфлеты, отпускали остроты, рисовали карикатуры и всячески подчеркивали, что надеть одежду джентльменов может кто угодно, но одежда не сделает вас джентльменом. Джентльмен — это стиль, элегантность, утонченные манеры, изысканный вкус, изящество мысли, движений, слов.

Карикатура эпохи регентства: дама из буржуа пытается выглядеть элегантно
Карикатура эпохи регентства: дама из буржуа пытается выглядеть элегантно

Так впервые в истории человека появилась идея о том, что одежда демонстрирует не статус, не социальное превосходство, а некую идею, манифест. Да, твоя одежда может быть самой дорогой, которую ты купишь за деньги. Но на что ты купишь идеи, манеры, утончённость, элегантность? Превосходство аристократии перестало быть «дорогим», «дорого» могли выглядеть и буржуа. Новое превосходство заключалось в манерах, воспитании, тонком вкусе, доступном истинным аристократам.

Появилось нечто ценное, чего нельзя выразить в денежном эквиваленте, то, чего не купишь.

Знатоки утверждают, что словарь «Larousse» — один из самых авторитетных источников по вопросам эстетики дендизма. Там мы найдем точное определение: «Денди — человек, который демонстрирует высшую элегантность в нарядах, манерах и вкусе».

Конечно, теоретически буржуа тоже могли поднатореть в вопросах эстетики, поработать над манерами, пройти обучающий курс с опытным коучем... Но на практике у буржуа были другие интересы — они зарабатывать деньги, чтобы их жены носили такие же наряды, как у аристократов, а их дети учиться в тех же «гарвардах», что и аристократы.

Образ истинного денди

Пора представить главного героя — первого и самого влиятельного денди, «красавчика Браммела» (Beau Brummel, 7 июня 1778 — 30 марта 1840). У него было прозвище «красавчик», по-французски Beau. Он был настолько знаменит в свое время, что Байрон говорил: «в XIX веке есть три знаменитых человека: это Браммел, Наполеон и я».

Красавчик Браммел - иллюстрация и кадр из одноименного фильмарасавчик Браммел - иллюстрация и кадр из одноименного фильма

Красавчик Браммел - иллюстрация и кадр из одноименного фильма
Красавчик Браммел - иллюстрация и кадр из одноименного фильма

Но не Браммелом единым жив дендизм. Нам, в России более известен другой «денди лондонский» — Оскар Уальд, воплощение дендизм эпохи декаданса.

Он проповедовал дендизм эстетский, вычурный, доведенный почти до абсурда. Излюбленная менера денди первого поколения — произвести впечатление и удалиться — в интерпретации Уальда стремительно галопировала в сторону изысканного и утонченного эпатажа. Известны остроты и высказывания Уальда, которые повторяла вся Европа, которые и сегодня являют собой пример тонкого троллинга.

Но что мы все об английских джентльменах?

Мужчины всего мира старались прослыть денди. Французский писатель Оноре де Бальзак (мы его помним как создателя мема «бальзаковский возраст»). Несмотря на явный лишний вес (а денди должны были иметь очень тонкую талию и носили с этой целью корсеты), Бальзак любил подчеркнуть свое эстетство.

В России известными денди были Пушкин и Гоголь. А в эпоху торжества декаданса — в так называемый «серебряный век» — денди становились не только мужчины, но и женщины. Одной из эстетствующих дам, избравших путь дендизма, была Зинаида Гиппиус.

Как обстоят дела с дендизмом в наши дни победившего этичного и осознанного потребления?

Да все то же, друзья, все то же. Каждый человек, стремящийся подчеркнуть свое превосходство, свою принадлежность к определенной группе или отстроиться от остальных, все так же использует проверенные временем рецепты: одежда, подобранная со вкусом, элегантность даже в небрежности и манера поведения.

Больше интересных статей читайте на https://t.me/rhrbyslon