О возможности работать «из дома» многие сограждане совсем недавно мечтали, как о манне небесной, рассказывая друг другу сладкие истории, как «одна знакомая тусит на Бали, ведет соцсети / пишет коды / разрабатывает концепты». Для офисного семейного человека, утро которого определяют пробки по дороге на работу или метро, подобные картины сияли миражом.
Мировая практика, конечно, давала нам примеры именно дистанционной работы — не фриланса (важно), а ситуации, в которой человек является частью компании, находится в ее штате, но не имеет рабочего места в офисе. Работает из дома. Этот опыт никогда и никому не казался манящим. Потому что тут все просто: если ты нужен боссу / компании / бизнесу, компания позаботится, чтобы у тебя было рабочее место в офисе и довольно комфортное. А если не нужен — то работай, откуда хочешь, хоть из «Старбакса», неудачник. Ты больше не «часть нашей команды». Кто-нибудь рассматривал такую ситуацию как привилегию? Кто-нибудь знает, где искать данные индекса удовлетворенности сотрудника, имеющего постоянное место работы в офисе и человека, который сам организует свое рабочее место и не приезжает в офис?
Но то Запад. У нас все утром едут в офис, вечером едут домой. И в трудовых договорах четко прописано обязательство Работодателя обеспечить рабочее место (и всю необходимую инфраструктуру, включая бесплатные чай/кофе и рекреационные зоны).
В 2020-м году случилось То, Чего Нельзя Называть, реальность отправила большинство из нас в прекрасный мир «работы из дома». Да, это вам не Бали. Все почти сразу догадались, что добра от реальности не жди. Конечно, привилегии на лицо — можешь работать в пижаме, на диване, в пледе — как на стоковых картинках вакансий в фейсбуке. Ну, все, теперь заживем, — решили люди и столкнулись сперва с очевидными, а потом и с неочевидными вещами.
Во-первых, если вы не фрилансер, скорее всего, вы не умеете организовывать рабочий процесс самостоятельно. Да, есть эти утренний чекапы по zoom. Все в назначенный час собираются и горе тому, кто опоздал.
Но хуже всего, что вся команда не умеет выстраивать процесс из дома. Никто (в том числе и сам работник) не понимает истинной ресурсоемкость задачи в условиях рабочего процесса вне офиса.
Сосредоточиться дома очень сложно — это притча во языцех. Дети и питомцы требуют внимания. Партнеры выясняют, кто готовит еду / делает уборку / решает бытовые и коммунальные задачи. О бесплатном чае забудьте. Рекреационная зона? Балкон, если он есть. Но только человек вышел, чтобы сосредоточиться — его вызывает Zoom, потому что боссу нужно проявить контролирующую функцию и узнать, как дела с проектом.
Заметьте, мы даже не упоминаем о соблазнах уровня «почитать статьи, посерфить инст, отвлечься на пару серий». Мы говорим, что процесс не могут выстроить даже очень дисциплинированные и ответственные люди — слишком много нюансов. В результате, рабочий день теряет рамки и занимает все время, включая ночные часы, чтобы поработать, когда «все улягутся». Вы говорите, выходные? Да ладно, все равно дома сидим...
Кто-нибудь считает индекс эффективности такого способа работы?
Второе — не по значению, а по счету, — физический аспект. У вас дома, скорее всего, нет качественно оборудованного рабочего места. У вас 5-комнатная квартира с изолированным рабочим кабинетом и терраса с видом? Вы молодец. А вот если у вас функциональная «рабочая зона», это конечно, лучше, чем работать на полу / диване / подоконнике с чашечкой какао в пледе (стоковые имиджи такие стоковые). Спина, осанка, зрение, барабанные перепонки — все это страдает. Нам еще предстоит выяснить, какой урон здоровью граждан причинен в связи с этими событиями.
Третье. Ответственность работодателя, оценка ресурсоемкости. Работая из дома, сотрудник берет на себя обеспечение рабочего пространства: интернет оплачивает сам, связь, часто — свой компьютер и смартфон. Свое время — не только рабочее, в связи с тем, что рабочие процессы не всегда помещаются в те самые 8 часов с перерывом. Оптимизация процессов, кросс функциональные задачи приводят к тому, что специалист может получать нагрузку выше или ниже допустимого уровня, а руководитель не сможет это отследить ровно по этой же причине.
Надеяться на то, что «скоро все закончится» — сотрудники вернутся в офисы и все вернется на круги своя можно, но не всем.
Многие компании просто не смогут обеспечить все необходимые условия присутствия людей в бизнес-центрах, часть компаний уже познала радость экономии на офисе (правда, потребуется время, чтобы увидеть настоящую стоимость такой экономии).
К чему мы это все. Конечно, на плечи HR ложится огромная ответственность. Реальность требует вырабатывать адекватные социальному запросу процедуры увольнения сотрудников — это понятно. Мало того, перед HR стоит задача обеспечить бизнес-процессы в условиях, когда часть сотрудников останется работать «из дома» — и весь букет связанных с этим «упражнений». Наконец, HR что-то должен предпринимать, дабы подтвердить принятые в больших корпорациях декларации «человечности», «заботы», «социальной ответственности».
Компаниям предстоит провести серьезную аналитическую работу — учесть все "за" и "против" — в первую очередь, ради бизнеса, осознать, какой путь взаимодействия «Компания — Сотрудники» максимально эффективный.
Не время — или, напротив, самое время сегодня говорить об индексе RHR, больше информации - https://t.me/rhrbyslon