Современная литература активно переосмысливает наследие античности. Все чаще писатели обращаются к классическим сюжетам. И оказывается, что они принадлежат не только вечности, но и сегодняшнему дню. Эти образы и истории окружают нас с детства, это мощные кости, на которых строится европейская культура, это литературный кислород, которым дышит современный читатель. А еще капризные боги, мятущиеся герои и обреченные пророки вполне себе актуальны. Надо лишь немного поменять язык и угол зрения, и они заговорят с современным читателем напрямую, минуя разделяющие нас столетия.
И начать погружение в новую античность, пожалуй, стоит с просветительского проекта Стивена Фрая. Его «Миф» и «Герои» сюжетно вполне соотносятся с корпусом известных мифов и текстов, ничего радикально нового тут нет. Зато интонация! Вот главное оружие Фрая-рассказчика. Представьте себе, что вы разговариваете с бесконечно эрудированным, влюбленным в предмет, остроумным и лишенным ложной скромности собеседником. Это и есть Стивен Фрай в роли обозревателя светской жизни богов и героев.
Каждому персонажу он даст точное и хлесткое определение, про каждого он может рассказать неприятную правду, но еще каждому он готов подарить неповторимый голос. Боги, монстры и герои Фрая ноют, грызутся, скучают...и трансформируются друг в друга. От бога до чудовища один шаг, герой – это точка в начале пути, которая может привести к любой развязке.
Песни юношей и безмолвие девушек
Последние годы подарили нам несколько важных романов на основе античных сюжетов. В первую очередь речь пойдет о книгах Мадлен Миллер. «Песнь Ахилла» и «Цирцея» в каком-то смысле могут быть противопоставлены друг другу, но эффект, которого достигает писательница, схож. Первое лицо, одолженный голос, гомеровский эпос, превращенный в личный опыт. Все это делает истории Ахилла и Патрокла, Цирцеи и Одиссея очень личными, уязвимыми, почти интимными.
Троянская война становится катализатором и для текста Пэт Баркер. Посмотрите на вызывающее (взывающее?) название этой книги – «Безмолвие девушек». Перед нами трагедия, у которой до сих пор не было своего хора. Судьба наложницы Ахилла Брисеиды и впрямь может быть определена как «античный триллер». А писательница ставит перед собой амбициозную задачу дать голос сомну плененных, изнасилованных, оторванных от родины, лишенных любой возможности выбора «девушек», пунктирно проявляющихся на страницах гомеровских текстов.
Античные тексты становятся кодом для расшифровки книг Дэйзи Джонсон, Колма Тойбина, Камилы Шамси, Деборы Леви. Прочитайте их без культурологических подсказок (или спойлеров, если угодно) и почувствуйте древнюю энергию, которая яростно горит в этих сюжетах.
И наконец, мы очень ждем перевод нового текста Джоанн Харрис. Миф об Орфее она трансформирует в «Орфею» – рассказ о матери, которая не может смириться с гибелью своей дочери и отправляется в мистическое путешествие, чтобы вернуть ее. Это книга не только о любви и смерти, но также о потери памяти и старении.
Титаны, Медея и Одиссея
Между прочим, русскому читателю не привыкать к переосмыслению древнегреческой мифологии. У нас был не только чинный Кун, но и сборник сказаний о титанах Якова Голосовкера. Именно он дал слово изгнанным, ненавидимым, отвратительным персонажам древнегреческой мифологии. Получилось, конечно же, пронзительно и очень грустно. Отзвуки известных мифов можно прочитать между строк романа Людмилы Улицкой «Медея и ее дети».
Олег Ивик дарит голос Пенелопе, жене Одиссея, и строит вокруг своей героини сложный художественный и культурологический текст.
Если же вы хотите лучше понимать античную культуру, ее героев, ключевые литературные сюжеты и их влияние на нашу жизнь, то рекомендуем книги об истории, культуре, религии этой эпохи. Эти исследования и лекции позволят вам еще глубже погрузиться в культуру и эстетику античной Греции и Древнего Рима.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы иметь книжные рекомендации на любой случай!