F.E.A.R. - в каком-то смысле, уникальная франшиза. Помимо просто стремления напугать, она ещё старается поднимать вопросы этики - насколько далеко учёный может заходить в своих изысканиях? Сюжетные тропы многих произведений построены на выходе из-под контроля очередного научного эксперимента. Но F.E.A.R. - одно из немногих произведений, которое очень глубоко погружает в страдания испытуемых - как физические, так и эмоциональные. В сюжетах, в том числе, компьютерных игр, нередко встречаются всякие монстры, порождённые не самым гуманным обращением учёных с живыми людьми - но полностью проникнуться теми болью и ужасом, через которые прошли испытуемые, нам дают не столь часто. Что ж, встречайте.
Фактических антагонистов в игре двое - это Альма Вейд и её младший сын, Пакстон Феттел, но реальным, подлинным злодеем всей истории всегда являлся Харлан Вейд - отец Альмы и дедушка Феттела. Не зря именно он является главным кошмаром двух братьев, своих внуков, в третьей части, терроризируя их подсознание даже после своей смерти.
Харлан был настоящим учёным, ставящим науку превыше всего - даже родственных уз. Поэтому наличие у дочери сверхспособностей быстро подстегнуло его запереть Альму в лаборатории и подвергнуть экспериментам. Поначалу, довольно безобидным, но чем дальше, тем сильнее разгорался научный интерес, и всё более жестокие методы для достижения научных целей применялись. Поэтому отец становился в глазах Альмы чудовищем - оказавшись в неволе, перманентно подвергаясь опытам, и не видя со стороны родного отца никакого снисхождения, а лишь чисто научный интерес и отношение, как к объекту изучения, Альма сформировала своё отношение к нему - обида, ненависть и страх. Тот самый страх, который воссоздаст образ уже покойного Харлана в триквеле игры как ужасного и беспощадного чудища.
Понимая, насколько Альма сильна и при этом опасна, Харлан принимает решение использовать её как инкубатор для зарождения мощного телепатического командира, который сможет послужить в интересах армии. Но поскольку дочь ещё слишком молода для рождения ребёнка, соглашается с руководством корпорации погрузить её в искусственную кому до взросления.
Выросшую Альму незамедлительно подвергают искусственному оплодотворению, а после оного сразу же отнимают новорождённого ребёнка. И делает это лично Харлан на глазах у Альмы, которая умоляет оставить ей дитя - но безрезультатно. Здесь происходит самый сильный концентрат ненависти к отцу, и одновременно с тем - страха перед ним. Перед его способностью пойти на что угодно ради научных изысканий, перед его взглядом на родную дочь и родного внука как на простые образцы для исследований.
Именно так - новорождённого Пойнтмена Харлан рассматривает тоже не более чем как объект эксперимента, и хочет получить от этого объекта результат, отдачу вложенных усилий. Однако Пойнтмен, к разочарованию и раздражению дедушки, не проявляет ровным счётом никаких паранормальных способностей. И Харлан подвергает дочь искусственному оплодотворению во второй раз.
Следующий эксперимент венчается успехом - Пакстон Феттел оказывается сильнейшим телепатом, и Харлан сразу же берёт его в оборот, в агрессивной форме заставляя развивать и преумножать свои способности, поощряя насилие как над своим внуком, так и со стороны самого внука, который во время теста своими способностями убил одного из солдат охраны и был расхвален дедушкой. Феттел стал долгожданным успехом, и восторгу Харлана не было предела - однако восторг был тоже чисто научный. Харлан не питал никаких чувств к обоим своим внукам. Он легко расстался со старшим, Пойнтменом, отдав его под нож ради превращения его в суперсолдата с развитыми рефлексами, и ни в малейшей степени не интересуясь его дальнейшей судьбой.
Кем же был Харлан для своих внуков? Разумеется, тюремщиком. И мучителем. В общем говоря, тем же, кем он стал для Альмы. Он их унижал, учинял над ними психологическое и физическое насилие, провоцировал и поощрял их борьбу друг с другом, для усиления способностей Феттела и поднятия конкурентоспособности у обоих. Для него они были белками в колесе, которые должны были двигаться с нужной скоростью и не спрыгивать в сторону. Это все чувства, которые он испытывал по отношению к ним.
Тем не менее, когда Пойнтмен и Феттел были вместе, у них была хоть какая-то опора в лице друг друга. Они, так или иначе, осознавали свои братские узы, и были не одиноки. Но вот бесперспективный Пойнтмен был отправлен на хирургический стол, и Феттел остался один. Один на один со своими страхом и злостью. Забитый, подавленный, не знающий никакой надежды. Обречённый подчиняться. Неспособный отомстить.
Единственную отдушину он находит в лице матери, образ которой является ему через телепатическую связь. Альма к тому времени погружена в отчаяние, злость и жажду мести куда больше самого Феттела, и он уже становится для неё в буквальном смысле инструментом для достижения своей мести. Так, попав под её влияние, Феттел убивает нескольких сотрудников службы безопасности.
Альма начинает представлять реальную угрозу, и Харлан не колеблется и здесь, отключая её систему жизнеобеспечения. Не колеблется, обрекая дочь на долгую и мучительную смерть. Процесс умирания от руки родного отца, такого хладнокровного и равнодушного, становится последним штрихом - складывается окончательный образ отца как чудовища, до предела доходит ненависть и жажда мести.
Когда она, наконец, пробуждается, так и не погибнув до конца из-за своей слишком высокой телестезической энергии, она наконец получает возможность реализовать свою месть руками младшего сына, Пакстона Феттела. И тут надо сразу определить отношения между ними. Для Феттела мать - родной человек, пострадавший от жестокости его деда и всей корпорации в целом. Феттел испытывает к ней родственные чувства, по-своему любит её. В то же время Альма относится к нему скорее как к инструменту - он становится её руками и средством контроля, сеятелем хаоса и паники в здании компании, главным орудием для того, чтобы отомстить мучителям. Она именно использует их родственную связь для того, чтобы внушать Феттелу доверие и манипулировать им. Но своё истинное отношение к нему она покажет в дополнении Reborn, где всеми силами будет стараться остановить клона F-813, чтобы тот не смог стать сосудом для телепатической сущности её сына. Метаморфоза в их отношениях произойдёт уже в третьей части, где наоборот Феттел будет прикрываться родственными связями, на деле видя в матери лишь средство для обретения полного могущества. Видимо, он не остался в неведении того, что она пыталась помешать его возрождению.
Но возвращаясь к событиям первой части игры, Феттел является в каком-то роде психопатом, одержимым стремлением отомстить. Жестокие эксперименты дедушки и корпорации не прошли даром, и морально-этические нормы были в Феттеле полностью стёрты, убив в нём сочувствие и человечность. Он готов на что угодно ради достижения своей цели, в том числе пожирать людей для получения доступа к их воспоминаниям. Также, он пока не обрёл самостоятельность и лишь исполняет волю Альмы, убивая тех, кого она ему убить прикажет.
Примечательно, что Альма приказывает Феттелу убить её родную сестру, Элис, не сделавшую ей ничего плохого и даже о существовании Альмы не подозревавшую - только из зависти. Ведь Элис сполна была одарена любовью отца, который не относился к ней как к подопытному кролику, а холил и лелеял. Любовь между отцом и сестрой ранила чувства Альмы, не получавшей от отца такой благосклонности. Это можно сравнить с ревностью и в обычной семье, где старший ребёнок ревнует младшего, считая, что родители его больше любят, поскольку оказывают больше знаков внимания. У Альмы же детская ревность и обида проявляются в гипертрофированном виде - так что она убивает сестру, получая удовлетворение, отомстив ей за то, что она, в отличии от Альмы, была своим отцом любима. Пускай никаких других злодеяний Элис и не совершила.
Зато к Пойнтмену Альма проявляет настоящие материнские чувства, и когда понимает, что перед ней - её сын, позволяет ему выбраться из готового взлететь на воздух комплекса. Ведь именно с Пойнтменом у неё связаны самые яркие эмоции - желание оставить его при себе и заботиться о нём, боль и отчаяние оттого, что его у неё отняли.
В итоге и Харлан Вейд, насколько бы ужасным человеком он ни был, осознаёт пагубность своих поступков, и раскаивается за них, высвобождая дочь из саркофага, чтобы она больше не страдала - и погибая от её руки. Но этого для компенсации причинённого им зла слишком мало - поэтому для дочери и внуков он навсегда останется монстром.
Игра F.E.A.R. 2 сосредоточена на развитии у Альмы любовных и сексуальных инстинктов. Странно, неправда ли?:-) Но, начав понемногу обретать материальную форму, она вполне естественно столкнулась с этими незнакомыми ей ранее эмоциональными порывами женщины. Своего "избранника" она очень придирчиво выбирает среди посланных в комплекс бойцов "Тёмного сигнала", которые тоже проходили тестирование на свой телестезический потенциал и чувствительность к ментальным посылам Альмы. Надо отметить, что Альма на протяжении игры не проявляет необоснованной агрессии: она убивает Джеймса Фокса во-первых, из-за того, что тот напал на Бэккета, во-вторых, из-за того, что Фокс имеет маленькую дочь, что может вызвать у Альмы ассоциации с самой собой и своим отцом. А Седрика Гриффина она убивает за проявление к ней агрессии, ведь глава отряда атакует её. Но больше никого из членов команды она не трогает.
Бойцами с самым высоким телестезическим потенциалом становятся протагонист игры Майкл Бэккет и его напарник Гарольд Киган. Но интерес Альмы падает на Бэккета - что, кстати, отразится на психическом состоянии Кигана, разозлившегося, что Альма выбрала не его, и атаковавшего Бэккета в финале игры.
Интерес Альмы к Бэккету нарастает по мере того, как она обнаруживает с протагонистом особо сильную ментальную связь - достигнутую, правда, в результате эксперимента. И чем больше она осознаёт эту связь, тем сильнее в ней пробуждается заинтересованность, а затем - романтический и сексуальный интерес, сопровождаемый синдромом защитника. Когда Бэккет оказывается в передрягах, Альма прилагает все усилия, чтобы ему помочь. Правда, сам сержант не в курсе того, что по отношению к нему испытывает Альма - она вызывает у него лишь страх, и он реагирует на её появление агрессивно, отталкивая её (когда она пытается его изучить или ему помочь), пробуждая в ней недоумение. Специально для Бэккета Альма начинает представать в обнажённом сексуальном виде, пытаясь вызвать его заинтересованность, и параллельно осмысливая собственные инстинктивные порывы, с которыми ввиду особенностей её биографии столкнулась впервые.
Конечной целью всей этой заинтересованности и сексуализации становится репродукция - Альма, эм, седлает Бэккета против воли последнего, делая из него самца-осеменителя (я же говорил, что F.E.A.R. уникальная в своём роде игра - где ещё вы увидите, как мужик жалуется, что его изнасиловала баба?), и при этом демонстрируя, что в её отношении к сержанту есть всё же что-то большее, чем простая функция оплодотворения. Альма показывает Бэккету свой беременный образ, и кладёт его руку себе на живот, давая ощутить энергию малыша.
Правда вот чувства Альмы к Бэккету остаются совершенно безответны - она не вызывает у него ничего, кроме страха, смятения, злости и досады, кроме того - он в ужасе оттого, кого же Альма может родить, и призывает во что бы то ни стало её плод уничтожить. Так что, для романтического интереса, Альма выбрала явно не лучшего кандидата :xD.
Игра F.E.A.R. 2 считается спорной частью серии: враги потупели, их НР упало, сделав расправы слишком лёгкими (и сведя на нет чувство испытания, которое в первой части появлялось при столкновении с очередной группой врагов), атмосферность и нагнетание страха начали уступать место экшону. Однако именно в этой игре, и ни в какой более другой, мы можем ещё больше углубиться в жуткое нутро античеловеческих опытов на ком-то, кроме главных героев. Так мы увидим мучительный процесс, посредством которого корпорация создаёт телепатических командиров, взглянем на хирургический стол и принцип генетического улучшения по ускорению рефлексов, узнаем об испытаниях по выявлению телестезического потенциала на учениках школы... Что ни говори, но определённые моменты игры нагнать жути всё же могут.
Игра F.E.A.R. 3 вернула нам братьев-акробатьев Пойнтмена и Феттела, вынужденных объединиться друг с другом во имя общей цели (по крайней мере, взаимной помощи в продвижении к ней). И тут снова имеют влияние взаимоотношения между героями: Феттел, несмотря даже на то, что Пойнтмен когда-то его пристрелил, питает к нему нечто вроде братских чувств, упирает на семейные узы и хочет разделить с ним могущество (до тех пор, пока тот не начинает идти наперекор его интересам). Пойнтмен же испытывает к Феттелу только неприязнь, желая как можно скорее отделаться от вынужденного сотрудничества. Ну, а Феттел его всё время подкалывает.
Иронично, но именно в худшей части серии, которой я считаю триквел, была по-настоящему раскрыта драма взаимоотношений семейки Вейдов, от деда до внуков. Именно здесь через флэшбеки мы познавали нелёгкое прошлое братьев, садистский нрав Харлана, боль и страх Альмы, материализовавшей из образа отца образ кровожадного чудовища, яростное желание братьев покончить с терзающим их прошлым и ради этого уничтожающих предметы из детства... Именно здесь смогли в полной мере проникнуться материнскими чувствами Альмы, увидеть, как в детстве она в образе маленькой девочки посещала сыновей - и когда Феттел с готовностью принимал её, Пойнтмен - опасался и сторонился...
К слову, отношение Пойнтмена к матери немногим лучше, чем к брату - никаких сыновних чувств он к ней не питает, а видит в ней лишь угрозу, которую необходимо нейтрализовать. И здесь вновь проявляется ирония - она питает особо сильные чувства к сыну, который всегда от неё отчуждался, и вторично относится к тому, который тянулся к ней с детства и образовывал особую телепатическую связь.
Как итог, игра у нас завершается двумя концовками. В одной беспринципный Феттел овладевает телом Пойнтмена, обретая наконец плоть, и пожирает собственную мать, ради того чтобы её сила перешла к нему. Ну и кто из новорождённого малыша его стараниями вырастет, тоже догадаться несложно.
В то же время победивший Пойнтмен, несмотря на свой сугубый профессионализм, так и не сможет поднять руку ни на свою мать, ни на рождённого ею ребёнка.
Так вот и закончился путь физических и духовных страданий наших персонажей. Лично у меня наибольшее сочувствие вызвала именно Альма, которая, несмотря на фактический статус главного антагониста, пережила непомерно много страданий и на все свои жестокие действия имела веские причины - но в то же время осознанно сверх необходимости на злодейства не шла. Ну а Феттел тоже имел причины превратиться в злодея, к тому же в триквеле стал какого-то рода юморным персонажем, отпуская меткие колкости с этим своим выражением лица, делающим его похожим на персонажа Локи из фильмов про Тора.
Смотрите также: