Найти в Дзене
Аутизм и школа

Аутизм. Размышления. Или понять бы, на что я смотрю.

Я стараюсь не писать о том, чего сама не попробовала, а только узнала.

Но всё же делаю это, когда считаю, что информация очень важна. И даже если я её не понимаю, она может пригодиться и кому-то другому. Так я в своё время написала пост о диспраксии через несколько дней после того, как о ней узнала, и заметку о вызывании звуков жестами.

И вот теперь хочу написать то, чего не понимаю и кое-что посоветовать в конце моим читателям.

Но, повторюсь, написанное ниже, это мои наблюдения и пока они не подтверждены экспериментами. И серьёзных выводов я делать не могу.

---------

После того, как я написала заметку о том, как мы начали писать с Гришей диктанты и я узнала, что он почти не различает звуки и я сделала вывод, что у него были катастрофические проблемы с фонематическим слухом. И даже выстроила логичною цепочку. Что вот из-за слуха у него и речь не развивалась. А вот слух улучшился и речь пошла.

Тогда же я хотела написать заметку о том, как можно не заметить эту проблему, и хотела подкрепить свои слова видео-примером.

И вот тут начались проблемы.

Я писала, что мы зимой 2019 сразу с Гришей начали писать простые как бы диктанты, ответы на вопросы. Где ты живёшь, как тебя зовут. И Гриша писал. И эти видео есть.

Вот только там нет проблем с распознаванием звуков. Это был период, когда Гриша писал печатными буквами. Да, он там забывает, как писать буквы. Потому что это самое начало обучения. И он вообще только только начал писать. Но проблем со слухом увидеть нельзя. И Б-П он отлично различает.

Просматривая видео зимы 2019 года, я впала в недоумение. Потому что ничего похожего на проблемы со слухом там нет. (выделю время и сделаю нарезку)

А появились они в том масштабе, в котором я их описывала, тогда, когда Гриша начал писать письменными буквами.

Мне пока нечего сказать на эту тему. Потому что говорить я могу только о том, что понимаю. Но мне нечего сказать о том, что для меня не очень доступно.

Я смотрю на Гришу, который на моё КОТ, потом на К пишет Т, я говорю нет, К, он спрашивает П? И какой вывод я могу сделать? Только один. Он так слышит.

Но если у Гриши была и остаются артикуляционная диспраксия, и он долго не имел средств (таких как жесты), чтобы её контролировать и говорить правильно. То я начинаю всё больше приходить к выводу, что и с написанием письменных букв у него тоже что-то было и остаётся (в меньшей степени). Весьма вероятно, что то же самое, что и с артикуляционной диспраксией. Хочу написать букву К, пишу букву Т.

Здесь — занавес, тушите свет.

Всё вместе — это атас.

Возможно, я ошибаюсь. Поэтому так и предупреждаю в начале, что это пока смутные размышления.

Но я никак не могу понять, как мальчик с ФФН может чувствовать нюансы языка? Как у него может так развиваться словарный запас и строение предложений? Как это всё происходит у Гриши. Органично и стремительно. Всё, что я прочла про ФФН, по совету комментаторов, не вписывается в развитие речи Гриши. Вообще никак.

Как он может чувствовать разницу между словами ПОДРУЖКА и ПОДУШКА. И радоваться этой разнице. При том, что сам он говорит ПОДУШКА и ПОДУШКА.

Как он может заметить разницу между словами СаХАР и САХаРА. И тоже радоваться. И рассказывать: мама мама слушай.

А вот эти слова: НЕЁ и ЕЁ и ЕГО. И обсуждать разницу этих слов, хотя в его исполнении они звучать одинаково.

Как это возможно? Я не понимаю.

И вот эти наблюдения меня всё больше склоняют в сторону того, что не было у него и нет проблем со слухом. Но тогда с чем?

Пока не знаю.

То, на что набрела, это грёбанная диспраксическая дисграфия.

Я как-то упоминала, что мы играли в игры для дислексиков (это те, что испытывают проблемы с чтением), так мы играли в игры и для дискграфиков (это те, что пишут непонятно как).

Так вот не вызывали сложностей и эти игры.

Но начав подробней изучать, я выяснила, что и дисграфии бывают разные. И да, можно не испытывать сложности с оптикой, например, и с акустикой. То есть ты совершенно точно знаешь, как писать букву, звук которой услышал, но (привет!!!!!!!!!) Пишешь другую букву. И здесь нет обычной человеческой логики вообще.

Учителю (мне) нельзя, видя это, понять, на какое расстройство он смотрит, если он не знает о существовании такого явления.

И тогда получается такая ерунда, как описанная со словом КОТ.

  • Гриша слышит правильный звук К.
  • Произносит его неправильно и-за артикуляционной диспраксии,
  • и пишет неправильную букву из диспраксической дисграфии.

А я думаю, что он не слышит.

И тут в пору, конечно, выйти с балкона.
Глубокий вдох.

Ладно. Это всего лишь первичные выводы.

Буду наблюдать, ставить эксперименты, и думать дальше.

А посоветовать я хотела вот такую книжку. Русский язык с нейропсихологом. А.Е. Соболева, Е.Н. Емельянова

Сказать мне о ней со своего опыта пока нечего. Так как мы только начали играть в игры из неё.

Но очень сильно рекомендую её родителям здоровых деток, которые испытывают трудности с русским языком.

Во вступлении вы, вполне вероятно, найдёте проблемы своего ребёнка. И очень удивитесь, что решить с помощью многократного повторения или заучивания правил, проблемы эти невозможно. А делать нужно совсем другое.

Надеюсь, она кому-то пригодится. Найти её можно в интернете.

А позже я напишу, что дали игры из неё Грише.

Итак.
Не всегда можно правильно понять, на что ты смотришь.
И даже если тебе кажется, что ты понимаешь, это может оказаться совсем другим явлением.
Вывод я могу сделать только один: надо наблюдать, анализировать, изучать и проверять.

Финал рассуждений.

НАВИГАТОР

ВОПРОСЫ

Удачи и терпения вам!

-2