Как купить туристическую путевку дешевле
Помимо прочих достопримечательностей Костромы, о которых речь шла в предыдущих рассказах, есть там ещё одно место, куда интересующиеся люди едут специально и, можно сказать, целенаправленно. Место это по-своему уникальное, отчего и решил я выделить для него отдельный отчёт, хотя находится оно совсем рядом с Ипатьевским монастырём, и обычно осматривается с ним за один день. Полное название ему Костромской архитектурно-этнографический ландшафтный музей Костромская слобода. Вот туда и пойдём:</p>
На основную территорию экспозиции можно попасть через главный вход музея-заповедника, который располагается к югу от монастыря. Однако, не все приезжие знают, что имеется ещё одна, отдельная зона. Она находится с противоположной, северной стены обители, и состоит всего лишь из одной церкви Собора Пресвятой Богородицы (1552 г.). Но о ней позднее.
Здесь у обочины приветливо встречает посетителей Змей Горыныч в позе Ждуна:
Рядом ресторан, который теперь, говорят, закрыт на неопределённый срок. Бывал здесь единожды, и могу сказать понравилось. Жаль, если так и не откроют вновь:
Поначалу поражает, что буквально всё (ресторан, урны, мостики, все строения и утварь) целиком и полностью из дерева. Понятно, что музей тематический, но настолько! Были даже предположения, что и в самом ресторане (в бытность его открытым) подают исключительно в деревянной посуде с деревянными же столовыми приборами. Но нет, не угадал:)
Повсюду, куда не глянь открыточные пейзажи. Место, конечно, крайне фотогеничное:
Чтобы долго не выбирать, по какой части экспозиции идти вначале, пойдём по дорожке, ведущей от самого входа. Здесь, вдоль вымощенной булыжником деревенской улицы представлен весь спектр крестьянской архитектуры в зависимости от степени зажиточности от самой простой, до самой непростой:
Вот, к примеру, дом Тарасова из деревни Мухино, Вохомского района (XIX век). Табличка у входа рассказывает, что само строение интересно своей композицией на две стопы, то есть на два сруба под одной крышей: отдельный для самой избы, отдельный для горницы. Помещений много, но топятся все по-чёрному, то есть печью, дым из которой частично уходил в вытяжное отверстие, а частично стелился по земле. Чтобы не угореть протапливали такую избы один раз в сутки рано утром, когда все уже встали и принялись за уличную работу. Главное потом не забывать оставлять двери и окна открытыми, дабы тепло не утекло:
Интерьер избы экспонируется как свадебный: здесь ждут молодых от венца. В переднем углу поставлен стол, покрытый красной скатертью узорного ткачества. На ней резные ковши, из которых пили пиво, братина и другие предметы:
У стола стоят расписные сундуки и короба с приданым невесты:
А в хозяйственной половине дома находятся сельники для хранения припасов, одежды и утвари, и массивные деревянные двери со скатом:
Идём к следующему дому.
Ещё один крестьянский дом дом Скобелкина, постройки середины XVIII века из деревни Стрельниково Костромского района один из старейших в регионе. Внутри восстановлен интерьер крестьянского жилища. Как характерная особенность строения отмечается то, что сени в нём имеют значение самостоятельного помещения, отличающегося своей просторностью, хорошей освещенностью и деталями обстановки, характерными больше для жилого помещения, нежели хозяйственного (лавки, стол, кровать, шкафы):
Теперь, прежде чем перейти к двум последним домам деревенской улицы, прервёмся ненадолго, и посмотрим деревянные храмы и часовни, расположенные здесь же, в северной части музейной территории.
А по другую руку, за домами, видна уже крупная форма и тоже из Солигаличского района: церковь Ильи Пророка из села Верхний Березовец. Кстати, она не только соседка токаревской часовни, но и современна ей. На мой взгляд, одна из самых красивых построек музея:
А мы снова возвращаемся на деревенскую улицу с жилыми домами, где остались последние, самые богатые жилища тут тема для отдельного разговора:
По большому счёту, это даже не дома, а целые хоромы жилища богатых крестьян. Оба из Макарьевского района, и оба имеют точную датировку: тот, что поближе дом Серова, 1873 год; тот, что подальше дом Липатова, 1857 год. Оба возведены одной артелью под руководством подрядчика Емельяна Зиринова, знаменитого на всё Верхнее Поволжье плотника и резчика по дереву. Его резные автографы можно увидеть на фасадах обоих домов.
Повсюду красивая резьба с диковинными растениями и традиционными для сельского орнамента русалками-фараонками. А слуховое чердачное окно так и вовсе украшено пафосными львами:
Дом Липатова ещё богаче! И если организация первого этажа здесь ещё соответствует сельскому быту, то верх это уже просто-таки городская квартира! Ну с поправкой на то, что дом, конечно, из дерева. Сени язык не повернётся назвать сенями это коридоры! А как там красиво в угловых горницах с множеством окон на две стороны! Да уж Вот вам и крестьяне:
Осмотрев жилые дома, побродим ещё немного по территории, посмотрим, что ещё тут интересного есть.
И люди подобной возможностью с удовольствием пользуются:
Можно уточек покормить. Благо их здесь немало, и довольно ручных:
Есть возможность пострелять из настоящего лука. Уже который год для этих целей там работает дяденька, который так руку на этом деле набил, что, думаю, не затерялся бы и в лучших стрелецких отрядах прошлого. К сожалению, момент самих стрельб этим мастером снять не удалось. Попросту не успел Но можете поверить на слово это настоящий профессионал своего дела:
Кстати, помимо стрельб из лука можно покидать и ножи:
Для детей младших возрастов есть небольшая детская площадка с героями русских сказок:
А людей постарше наверняка заинтересует дяденька-кузнец. Не знаю, правда, регулярно ли он там находится, или просто мне повезло. Не могу сказать. Но, по всей видимости, изделия, которые он на виду у всех мастерит, можно у него за определённую плату прикупить:
В общем, хорошо здесь, спокойно. Территория большая, людей немного. А если углубиться чуть дальше, в поля, то и вовсе станет практически безлюдно:
Неспешно гуляя в одиночестве, можно поймать себя на мысли, что случайно очутился в XIX начале XX веков. Так всё аутентично и реально выглядит. Будто и вправду здесь кто-то недавно наколол дров для хозяйственных нужд, поставил стог сена, и сейчас выйдет с вилами или с косой из небольшой дверцы внизу:
И всё время в голове сидит вопрос как могло так случиться, что подобные деревянные постройки вековой давности смогли дожить до нашего времени?! Ведь дерево же! Я порой удивляюсь, когда вижу каменные строения тех веков. Но там всё же камень А тут: XVI, XVII, XVIII века. Или тот же самый овин XIX века. Обычный овин, где снопы перед обмолотом просушивали. И до сих пор стоит!
Одним словом, удивительно это всё.
Покрутив здесь круги, направляемся, наконец, в так называемую ландшафтную часть заповедника.
Ландшафтной эта часть заповедника называется не просто так. Здесь всё заточено под визуальное наслаждение присутствующих, где особенно чувствуется гармония человека с природой:
Хотя, конечно, и здесь есть экспонаты деревянного зодчества достойные внимания. Первой в их ряду стоит уже упоминавшаяся монументальная церковь Всемилостивого Спаса из села Фоминское Костромского района, датируемая 1712 годом. Именно с этого объекта началось формирование музейной архитектурной экспозиции на реке Игуменке. И именно она является визитной карточкой всего комплекса, встречающей гостей ещё на входе:
Другим значимым объектом этой стороны является часовня из деревни Притыкино Шарьинского района (XVIII XIX века), установленная в самом углу территории комплекса:
Ну и конечно нельзя пройти мимо мельницы, правда, потерявшей где-то со временем свои лопасти:
А прямо за мельницей необычный домик на сваях, похожий на избушку на куринных ножках. На самом же деле это баня, перевезенная сюда из села Вежи, затопленного Костромским водохранилищем. Кстати, именно в Вежах жил некрасовский дед Мазай, спасавший по весне зайцев. Сам поэт так и писал о Вежах: Домики там на высоких столбах, так что весною деревня всплывает, словно Венеция:
Ну и в заключении всей прогулки осталось посетить самое дорогое сокровище всего музея деревянного зодчества в Костроме, так сказать, самую вишенку на этом торте церковь Собора Пресвятой Богородицы, которая и находится то даже не на территории заповедника, а за его пределами у противоположной, северной стены Ипатьевского монастыря. Памятник датируется (только вдумайтесь сейчас!) 1552 годом (!). Деревянный храм, 1552 год Чтобы понимать всю сюрреалистичность этой даты в тот год царь Иван Грозный Казань брал! С ума сойти
В общем, если уж вы приехали в Кострому, то пройти мимо этого чуда просто не имеете права:
Предыдущие части прогулок по Костроме:<br /><br />1. Ипатьевский монастырь
2. Исторический центр
3. От набережной Волги до отдалённых районов