Итак, вы написали сценарий! И что теперь? Ну, если вы такой же, как я, то вы будете одержимы сделать каждую сцену идеальной (сценарий никогда не бывает "идеальным", но об этом в другой раз). У вас крепкая трёх-актная структура, хороший диалог и несколько сюжетных линий, чтобы удерживать интерес читателя. Но что-то не так. Ваши сцены кажутся скучными? Что-то с темпом, тоном или ставками? Решение простое - метод - G.O.D.D. Это больше, чем просто аббревиатура, мы пройдемся по четырем элементам, чтобы сделать ваших персонажей более привлекательными, а ваши сцены более динамичными.
Что такое G.O.D.D.?
Чтобы научиться писать сцену в сценарии, первое, что нужно понять, это то, как каждая сцена развивает персонажа, и толкает повествование вперед. Если в вашей сцене нет ни того, ни другого, возможно, вы захотите переосмыслить стоит ли её включать в ваш фильм.
G.O.D.D. - это аббревиатура для формулы, которая делает любую сцену великолепной. Когда вы пишете (или переписываете) сцену, задайте себе четыре вопроса:
(G) Есть ли у моего персонажа Цель (Goal)?
(O) Есть ли у моего персонажа Препятствие (Obstacle), которое нужно преодолеть?
(D) Есть ли у моего персонажа Дилемма (Dilemma)?
(D) Принимает ли мой персонаж большое решение (Decision)?
Это не так сложно, как кажется. Мы будем анализировать печально известную ресторанную сцену из "Крестного отца", чтобы увидеть работу метода в действии. Вы уже видели наблюдали эту сцену тысячу раз, но посмотрите ещё раз - сможете ли вы заметить G.O.D.D.?
(G) Цель - создайте активного протагониста
Метод G.O.D.D. даёт классные решения для ваших персонажей и их мотивации. Общей проблемой для сценаристов является то, что их главный герой часто выглядит пассивным, вместо того, чтобы действовать. Это означает, что они реагируют на ситуации в сюжете, а не руководствуются собственными желаниями. Однако, если у вашего героя есть Цель, его действия будут двигать историю вперед.
Подарив персонажам "Цель" в отдельной сцене, вы дадите им возможность стремиться к ней. Пусть они заходят сделать что-нибудь необходимое для них или достигнуть меньшей цели, которая приблизит их к главному желанию. Чем выше ставки (по отношению к персонажу), тем лучше.
В лучших сценах цели разных героев противоречат друг другу (создание конфликта). Например, в ресторанной сцене из "Крестного отца" цель Майкла Корлеоне проста - он хочет отомстить.
Цель для сцены не всегда устанавливается в момент самой сцены. На самом деле, она обычно формулируется раньше. Вот момент, когда родился план Майкла.
Это становится местью за покушение на убийство его отца - дона Корлеоне. Человек, ответственный за это - Соллоццо, тот самый, который сидит напротив Майкла. Цель Соллоццо - заключить мир с семьёй Корлеоне.
Ни один из них не может позволить себе отступить от своих целей... и только один покинет этот ресторан достигнув цель.
(О) Препятствие - бросьте вызов герою
Препятствием может быть всё, что мешает персонажу достичь своей цели. Это может быть человек, например, антагонист вашей истории. Или это может быть ситуация, которая мешает успеху вашего персонажа. Могут быть многочисленные помехи, которые будто бы умышленно сговорились против вашего персонажа.
Жизнь была бы намного проще, если бы не было препятствий. Не имея никого и ничего на своем пути, мы могли бы достичь чего угодно. Конечно, тогда - жизнь была бы весьма скучной.
Это относится и к вашим сценам - если там нет препятствий, то пересмотрите сцену. Вопрос "что мешает герою?" должен присутствовать всегда.
Каким бы ни было препятствие, оно должно быть сложным. Если ваш герой с легкостью победит злодея, то он не был большим препятствием, не так ли? А значит, это скучно. Чтобы сделать вашу сцену убедительной, препятствия должны привносить своего рода борьбу, будь то физическая, эмоциональная или другая ситуация противостояния.
Майкл сталкивается с несколькими препятствиями в ресторане. Первое очевидно: Соллоццо привёл с собой соратника - капитана МакКласки. Достижение цели усложняется тем, что Майкл пришёл один и вынужден войти в эту опасную ситуацию безоружным.
Следующее препятствие, то, что может разрушить весь план, возникает, когда Майкл входит в ванную, чтобы забрать пистолет... а его там нет.
Но, возможно, самое большое препятствие в достижении его цели - это сам Майкл. Может ли он удержать себя в руках? Выдаст ли он сам себя своими жестами и реакциями? Неужели, Соллоццо видит его насквозь? Это драматическое напряжение, которое действительно несёт в себе всё захватывающее в этой сцене.
Соллоццо также сталкивается со своим собственным препятствием: Майклом. Он мало что понимает в любви Майкла к своей семье и их чести. Соллоццо недооценивает Майкла и расплачивается за это.
(D) Дилемма - установите ставки
Жизнь полна трудных решений. В лучшую или в худшую сторону, каждое решение, которое мы принимаем, имеет последствия. То же самое относится и к каждой сцене и каждому персонажу, который вы пишете.
Если ваши персонажи не испытывают какой-то дилеммы, ставки в сцене будут отсутствовать, а их эмоции будут наигранными.
Настоящая дилемма должна иметь тяжелые последствия, независимо от того, какой выбор сделают ваши персонажи. Майкл встречается лицом к лицу со своим заклятым врагом, его жизнь вот-вот изменится навсегда. Обратите внимание на этот маленький, но значимый момент размышления - колебания Майкла очеловечивают его и напоминают нам, что он, на самом деле, взвешивает эту дилемму в своем сознании.
С одной стороны, он не может позволить, когда потенциальный убийца отца остался безнаказанным, чтобы честь не была запятнана и чтобы семья не была унижена.
С другой стороны, Майкл - "белая овца". Он тот самый Корлеоне, который до сих пор избегал "семейного бизнеса".
Если он убьёт Соллоццо, к прежней жизни уже не вернуться. Он станет убийцей, будет лишён спокойствия и навсегда укоренится в мафиозных делах. Это будет конец жизни Майкла в том виде, в каком он её знает.
У Соллоццо тоже большая дилемма. Он упустил свой шанс убить дона Корлеоне. Если он не будет осторожен в этой ситуации с Корлеоне, то начнётся жестокая война кланов. А война дорого обходятся.
(D) Решение - спустите курок
Вот он - важнейший момент в сцене. У вашего персонажа есть Цель, Препятствие и Дилемма. Давление нарастает и что-то или кто-то должен уступить. Должны быть приняты решительные меры.
Помните: ваш персонаж должен достичь своей Цели, какими бы ни были последствия.
Майкл терпит болтовню Соллоццо, а затем уходит в туалет. Его соратники сделали свою работу? Пистолет подбросили в туалет?
В сценарии последний момент решения Майкла записан в одном предложении. Но вы можете видеть, как Коппола использует камеру и медленно подводит к нему, чтобы превратить одно предложение в сокрушительный момент.
Майкл возвращается за стол. Соллоццо продолжает говорить, Майкл всё ещё в раздумьях. Стоит ли ему нажать на курок? Он всё ещё может отступить.
Но потом... он принимает решение. Майкл встаёт. Нажимает на курок. Стреляет в Соллоццо и МакКласки. Его жизнь навсегда изменилась.
Создание идеальной сцены
Это всего лишь один из примеров того, как написать сцену в сценарии. G.O.D.D. прекрасно подходит для продвижения сюжета. Фрэнсис Форд Коппола создал великий шедевр. Каждая сцена соединяется со следующей, создавая напряжение, когда мы смотрим, как Майкл превращается из застенчивой "белой овцы" в безжалостную главу семьи.
Имейте в виду, что каждая сцена нуждается в G.O.D.D., но сцена не обязательно ограничивается одной G.O.D.D. В зависимости от сложности и длины сцены, может быть две или более G.O.D.D. последовательности.
История похожа на шахматный матч. Каждый игрок (персонаж) пытается выиграть, планируя несколько ходов (решений) наперед. Однако, по мере столкновения их целей и ценностей - планы меняются, и необходимо принимать новые решения.
Совет от редакции: так же обратите внимание на СРОЧНОСТЬ, иногда добавив под стол тикающую бомбу вы делаете сцену более напряжённой и захватывающей.
Так же читайте:
101 сюжетный поворот (твист), чтобы улучшить ваш сценарий
50 клише, которые следует избегать в сценариях
Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.