Здравствуйте, друзья. С вами диванный исследователь истории по интернету Алексей Коновалов.
Все мы помним историю, рассказанную летописцем Печерского монастыря, монахом Нестором о трёх братьях, Кие, Щеке, Хориве, и сестре их Лыбеди. Кий жил на горе, которая сейчас зовётся Боричев(во времена Нестора, сейчас есть улица Боричев спуск).
Щек жил на горе, которая сейчас зовётся Щековицей.
Хорив же, соответственно, жил на горе Хоривице.
В честь старшего брата Кия построили город, и назвали его Киевом. В летописи Нестора этот период ещё не отмечен годами, и поэтому данный отрывок истории Киева многие исследователи считали легендарным, некоторые всё же серьёзно относились к этой истории.
В 1896 году американский раввин и учёный Соломон Шехтер доставил в библиотеку Кембриджского университета большое количество еврейско-арабских манускриптов из хранилища (по еврейски "гениза") древней синагоги города Фустат-Миср, великой столицы средневекового Египта. Развалины этого города лежат теперь южнее Каира. Рукописи столетиями лежали в похожем на чердак помещении, древний обычай евреев запрещал уничтожение текстов, содержащих имя Бога.
Летом 1962 года американский историк Норман Голб, изучая материалы Кембриджской библиотеки, обратил внимание на одну очень древнюю рукопись, при дальнейшем исследовании которой, он определил, что документ был составлен в хазарско-еврейской общине.Это так называемое Киевское письмо. Смыс его в том, что некий уважаемый человек выступил поручителем за своего брата, взявшего в долг 100 монет у иноверцев. Брата убили разбойники,и кредиторы спрашивают долг с Якова(так зовут этого несчастного поручителя, новоиспечённого должника). Община собрала 60 монет, осталось ещё 40. Дело в том, что у подписавших это письмо были иудейские имена и тюркские прозвища.В 1966 году Голб показал этот документ своему коллеге Омельяну Прицаку, и тот подтвердил гипотезу Нормана Голба.
Дальше сам Омельян Прицак изучал этот документ, и пришёл к весьма интересным выводам.
Он обращает наше внимание на запись в русских летописях. Имеются две версии ПВЛ о приходе Аскольда и Дира в Киев. Первая, по его мнению, более древняя, сохранилась в Лаврентьевской летописи и в Тверском своде, вторая в Хлебниковском списке Ипатьевской летописи.
Первая версия:
"...и мы сидимъ (здесь) платяче дань родом их [Кий, Щек, Хорив], Козаром."
Вторая версия:
"...а мы седим род их и платим дань Козаром."
После этого Омельян Прицак сделал такое заявление:
1) Поляне не были земледельческим племенем, а были городским населением. На правом берегу не было сельских поселений славян.
2) Поляне основали(или завоевали) город Киев не ранее VIII века
3) Кроме киевских полян, говорившим на славянском языке, были также поляне, говорившие на другом местном наречии.
4) Как город, Киев был связан с хазарами.
5) Кий и его род были связаны с хазарской державой.
Ал-Масуди в своей работе Muruj aldahab (около 943—947) сообщает данные о постоянной наёмной армии хазарских царей. Комадующий этой армией был отмечен титулом "вазир".
Далее следует перевод этой летописи:
"В этой хазарской стране мусульмане являются преобладающей силой, потому что они составляют царскую армию. Они известны в этой хазарской стране, как Арсийя, и они пришельцы из страны Кваризм. В древние времена, вслед за появлением ислама, появились в их странах засуха и мор, и поэтому они пришли к хазарскому царю. Они были людьми сильными и смелыми, и хазарскиц царь полагается на них в своих войсках. Они остались жить в его стране на определённых условиях. Первым условием их было то, что они могут открыто исповедовать их религию, иметь мечети и возможность созывать молящихся. Кроме того, им пренадлежала должность вазиров. В настоящее время, как и обычно, вазир один из них. Его имя Ахмад б. Куйя."
Итак, окончательные формы наименования нынешнего Киева—Куяба, Киова, Куева встречаются в источниках не ранее первой половины X века. Константин Багрянородный знал другое, возможно, ещё более древнее название Киева—Самватас. Это позволяет думать, что наименование Киев появилось незадолго до конца IX века.
Ахмад бен Куйа был хазарским вазиром, когда Ал-Масуди составлял свой труд, то есть в 30-х—40-х годах X века. Куйя было имя отца вазира. Эта должность у Арсийя была наследственной, и поэтому можно предположить, что Куйя был предшественником Ахмада на должности вазира то есть в конце IX—начале X века.Так мог ли Киев называться в честь военачальника, находящегося на службе у хазарского царя?
Само существование Киевского письма, найденого в Каирской генизе, свидетельствует, что в Киеве начала X века жило немало хазар иудейской веры.
Также Прицак видит присутствие хазар в древних названиях топонимов Киева: Копырёв конец—происходит от слова капыр, кавар, аналогично славянскому козар. Жидовские ворота связывали "город Ярослава" (Княжеский Киев после 1036 года) с Копырёвым концом. Западный и Южный районы богатого Копырёва конца в XI—XII веке всё ещё назывались "Жидове". Это наименование ясно указывает, что киевские кавары-копыры исповедовали иудаизм.
В 945 году варяжские члены дружины Игоря, христиане, подтвердили договор с Византийской империей клятвой в соборной церкви Святого Ильи, расположенной где-то в предместье Киева на Подоле. Согласно ПВЛ эта церковь была расположена над ручьём (Почайна) в окресности(конце) Пасынчей беседы и (района) Козаре. Пасынча беседа в понимании Прицака это хазарская таможня. Это сооружение было расположено в районе Козаре (или рядом с ним), который оставался под прямым хазарским контролем до 930 года. В 945 году киевляне ещё хорошо помнили хазарскую таможню и использовали её как ориентир для новой постройки христианского кафедрального собора Святого Ильи.
Вот такая интересная гипотеза американского учёного. В России она непопулярна из-за личности самого Омельяна Прицака. Как он из оккупированного немцами Самбора вдруг становится студентом Берлинского университета в 1943 году, согласно Википедии? Хотя в интернете есть интервью с ним, где он говорит, что воевал, дважды попадал в плен и был в концлагере. Было у меня желание назвать этого учёного советско-американским, но нет. Никакой он не советский. Это не только из-за его тёмной биографии, а из-за того, что он горячий поклонник "Истории Украины-Руси" Михаила Грушевского, то есть той идеологии, которая процветает на Украине в наше время, русофобии.
Так что ваше право, дорогие друзья, принимать эту гипотезу, или считать Кия славянином, как раньше.
До свидания, дорогие друзья.