Найти тему

Почему Хазрати Али (ас) оставил халифат?

Хазрати Али (ас) – "Лев Аллаха". И сам он так объясняет свое нежелание править халифатом в «Нахджу-ль Балага»:

«Я испугался, что если не помогу Исламу и его приверженцам, то стану свидетелем расчленения и исчезновения Ислама. Горечь этого была для меня больше, чем потеря власти и халифата. Потому что это благо преходящего мира, которое превратится в прах и исчезнет. Но я восстал против этих событий и в (войне) ложь исчезла. Религия осталась на ногах и оздоровилась».[1]

Его единственной заботой было довольство Аллаха. Поэтому Он сделал то, что требовалось, из-за беспокойства, охватившего его в связи с развалом Исламской Уммы. Утверждать же обратное – это большое невежество.

Известен следующий хадис, связанный с вопросом, почему Али терпел, если халифат был его правом:

Из труда суннитского автора аль-Джазари:

Имам Али (мир ему) передает:

«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обратился ко мне и сказал: «Ты в положении Каабы, приходят к тебе, но ты не ходи сам. Если же эта община придет к тебе и вручит халифат, прими его, если же не дадут, то оставь и не иди к ним, пусть они придут к тебе» (Усд’уль-Габа фи Ма’риффат аль-Сахаба, с. 112)

Достопочтенный Али говорит по этому поводу:

«…Клянусь Аллахом, не мог я вообразить, и мысли такой допустить, что станут арабы оспаривать власть после его ухода - да благословит Аллах его и его род и да приветствует - у людей его дома, ни что отберут они ее у меня после него! Но что я наблюдал - так это то, что люди собираются вокруг некого человека, чтобы присягу ему принести, но руку свою я удержал, покуда не увидел, что люди обращаются, от Ислама отвращаются, призывают стереть религию Мухаммада - да благословит Аллах его и его род и да приветствует - и испугался я, что если не выступлю на помощь Исламу и мусульманам, то увижу (вокруг) ломку и разрушение, что будет для меня более тяжким бедствием, нежели потеря власти над вами, которая, в конце концов, есть наслаждение дней немногих, в которые прейдет все, что было, как растворяется мираж, или как разгоняются облака. И поднялся я во время этих событий, так что суета была развеяна, а религия укрепилась в безопасности»[1].

Имам Али (АС) сказал: «Посланник Аллаха (САВ) сказал мне: «Ты подобен Каабе, к тебе приходят, но не ты к ним. Возможно, эта община придет к тебе и вручит тебе халифат, ты прими его, а если они не придут к тебе, то оставь это и не иди к ним, пока они сами не придут к тебе»[2].

Знаменитая речь Достопочтенного Али, известная как проповедь «Аш-Шикшикийа»[3], не только представляет собой литературный шедевр, но и заслуживает особого внимания, с точки зрения упомянутых в ней мыслей по поводу халифата:

«Нет, клянусь Аллахом, некто сам себя облек в одежды халифа, зная, что мое место по отношению к этой должности подобно мельничной оси. Вода падает с меня потоком, и птица не долетает до меня. Я отгораживаюсь занавесью от халифата и остаюсь в стороне от него. Затем размышлял я, следует ли мне восстать, не имея поддержки, либо претерпеть перед лицом всепоглощающей тьмы, в которой (пребывать, может быть, суждено столь долго), что старики станут совсем немощными, молодые поседеют, и верные мне закончат бесславно дни свои, пока не встретятся со Всевышним.

(Предложение о терпении ввиду отсутствия ощутимой поддержки)

Я нашел, что мудрее - терпение, и принял его, несмотря на то, что жжение в глазах и сдавленность в горле вызывало сознание того, как (незаконно) передается мое наследие. Вот, первый (халиф) ушел своим путем, и передал наследование своему преемнику, как говорится (дальше цитируется стих Аль-Ааши):

Прошли мои дни на спине верблюда (в трудах), но были и легкие дни, когда я наслаждался обществом брата Джабира, Хаййана

Вот удивительная вещь! Покуда он отстранялся от своего халифата при жизни - вдруг пришла ему мысль передать его по наследству другому преемнику после смерти - несомненно, эти двое сговорились между собой! Да, передал он халифат тому, кого считал в момент смерти способным покрыть собственные ошибки и просчеты, ибо ошибок было допущено множество, и не меньше пытались вынести им оправданий. Так, преемник его оказался подобен ездоку на необученном верблюде: то сильно потянет вожжу, так что порвет ноздрю, а то совсем отпустит, и будет сброшен. И вот, остались люди пребывать в порочности, упадке, раздробленности и недовольстве.

И все же я оставался терпелив, невзирая на продолжительность срока и тяжесть обрушившегося испытания, покуда он (первый халиф) не ушел своим путем (в мир иной) и не препоручил решение вопроса (о преемнике) общине людей, подразумевая, что я стану одним из них! Но, во имя Бога, что мне делать в этом “совете”? Когда вдруг возникло сомнение о моем бесспорном лидерстве, чтобы я был уравнен с ними? Но я пригибался, пока они пригибались, и летел ввысь, когда устремлялись ввысь они. (И вот), один из них отвратился от меня по причине собственной ненависти, другой - из-за кланового свойства, по той причине, да по этой, покуда третий не восстал (на должность халифа), возвысив высоко выю (в гордыне) и прожорливо прибирая к рукам богатство мусульман, подобно тому, как жадно глотает траву верблюд во время жатвы. Но умер он безвременной смертью, а причиной его проступков стала жадность (людей) его клана.

(Присяга Али(А))

И ничто не могло удивить меня тогда так, как зрелище людей, устремляющихся ко мне со всех сторон, жаждущие, как гиены жаждут добычи, поставить меня халифом. Они так стремительно набросились на меня, что два Хасана (Хасан и Хусейн (А)) оказались сбитыми с ног, а моя одежда - порвана на плечах. Подобно стадам коз и овец они столпились вокруг меня. Но едва я принял власть, как одна партия отступилась, а другая проявила неповиновение, покуда остальные совершали мерзости, будто не слышали слов Аллаха: “Тот, грядущий, мир, предназначили Мы его для тех, кто не жаждет самовозвышения на земле, и не желает неправедности - верно, награда ожидает праведных” (Коран, 28:83). Да, клянусь Аллахом, они слышали это и поняли, но прелесть (здешнего) мира, слава и блеск его пленили сердца их.

Но, клянусь Тем, Кто заставил семя прорастать и сотворил живую душу, если бы не пришли присутствующие, и (тем самым) не было воздвигнуто доказательство существования поддержки, и если бы не взял Аллах с ученых договор, что те не будут безмолвно стоять перед лицом притеснителей, молча взирая на голод угнетенных, тогда повесил бы я вервь халифата на ее собственные плечи, и напоил бы последнего халифа из той же чаши, что и первого, и узрели бы вы тогда, что весь этот мир дольний значит для меня не больше, чем чихание козы!

Сообщается, что в этот момент встал человек из Ирака и подал Имаму письмо (очевидно, содержащее вопросы, требовавшие неотложного ответа), и Имам прочитал письмо, а когда оторвался от чтения, обратился к нему Ибн Аббас со словами: “О, повелитель верующих, если бы речь твоя возобновилась с того места, где была прервана!” Тот ответил ему: “О, Ибн Аббас, это было как пена верблюда (шикшика) - истекла и испарилась”! Сказал Ибн Аббас: никогда не горевал я по поводу прерванных речей так, как по поводу этой речи, поскольку Повелитель Верующих не смог завершить ее так, как хотел поначалу»[4].

В один из первых дней своего пребывания на посту халифа Достопочтенный Али произнес следующую проповедь в мечети: «О верующие! Да будет вам известно, что, когда наш любимый Пророк покинул нас, мы думали, что никто не станет с нами препираться и соперничать по поводу оставленной им власти, не положит глаз на то, что причитается нам по праву. Потому что я был его наследником, наместником и членом его Азль аль-Бейта. Однако, вопреки нашим ожиданиям, кое-кто из нас покусился на наши права, отобрал у нас халифат, и власть перешла в руки других людей.

Клянусь Аллахом, если бы мы не боялись, что мусульмане разделятся и впадут в разногласия, если бы мы не опасались, что неверие и идолопоклонство вновь вернутся на земли Ислама, а Ислам будет уничтожен, мы поступили бы с ними иначе».

Из этиз слов можно понять, что Достопочтенный Али предпочел молчать из-за боязни того, что мусульмане впадут в разногласия, начнется кровопролитие и на земли мусульман вернется язычество[5].

Когда до Достопочтенного Али дошла весть о собрании в Сакифе, он спросил: «Что сказали ансары?». Получив ответ: «Они сказали: пусть будет один эмир от нас и один эмир от вас», он спросил: «Не привели ли вы им в качестве довода слова Посланника Аллаха (САВ), когда он завещал творить добро хорошим ансарам и прощать поступки плохих ансаров?». Его спросили: «А где же тут довод против них?». Достопочтенный Али сказал: «Если бы власть была дана им, никто бы не обращался к ним с подобным заветом».

Затем он спросил: «Что сказали курайшиты?». Когда ему ответили: «Они привели довод, согласно которому они и есть древо Посланника Аллаха», Достопочтенный Али ответил: «Привели в качестве довода древо, а сами пренебрегают его плодами»[6].

Имам Али (а) в битве Хайбар
Имам Али (а) в битве Хайбар

Здесь Достопочтенный Али привел неоспоримые доводы:

1) Он говорит: «Если бы власть была дана им, никто бы не обращался к ним с подобным заветом». А ведь Посланник Аллаха (САВ) завещал творить добро хорошим ансарам и прощать поступки плохих ансаров. Значит лидерство не принадлежит ансарам.

2) Достопочтенный Абу Бакр, защищая в Сакифе права мухаджиров и курайшитов перед лицом ансаров, использовал в качестве довода их близость к Посланнику Аллаха, намекая на то, что курайшиты – это и есть древо Посланника Аллаха. Сказав, что они привели в качестве довода древо, а сами пренебрегают его плодами, Достопочтенный Али очень лаконично выразил ту несправедливость, с которой столкнулись Ахль аль-Бейт.

Значит Достопочтенный Али не отказался от халифата по своей воле. Это явным образом следует из его слов.

В различные периоды своей жизни Достопочтенный Али напоминал людям слова, сказанные Посланником Аллаха (САВ) в день Гадир Хум. Обратим внимание на следующее событие, упомянутое во многих источниках:

В Куфе Достопочтенный Али приводит мусульманам в качестве аргумента хадис о Гадир Хуме: «Ради Аллаха, пусть те, кто слышал что-нибудь обо мне в Гадир Хуме, поднимутся и засвидетельствуют это».

Около тридцати находившихся там сподвижников, двенадцать из которых были участникми битвы при Бадре, встали и засвидетельствовали, что Пророк у них на глазах взял Али за руку и сказал людям: «Знаете ли вы, что я ближе к верующим, чем они сами?». Когда присутствовавшие подтвердили это, Достопочтенный Пророк сказал: «Для кого я опекун, для того опекун и Али».

Трое из находившихся там воздержались от того, чтобы засвидетельствовать слова Достопочтенного Али. Одним из них был Анас б. Малик, сославшийся на то, что он ничего не помнит по причине своего преклонного возраста. После этого Достопочтенный Али сказал им, а именно Анасу: «Если ты говоришь неправду, то пусть Аллах покроет тебя пятнами, которые ты не сможешь скрыть даже под своей чалмой». Анас не успел встать со своего места, как покрылся пятнами. Некоторые предания подтверждают, что он был слепым и покрытым белыми пятнами. Этот случай был передан в источниках с достоверной цепочкой передатчиков[7].

[1] Нахдж аль-Балага, письмо 62.
[2] ‘Усд аль-габа фи ма’рифат ас-сахаба, с. 112.
[3] Слово «шикшика» означает пену, стекающую изо рта верблюда.
[4] Нахдж аль-Балага, хутба 3.
[5] Ибн Аби-ль Хадид, Шарх Нахдж аль-Балага, т. 1, с. 307.
[6] Нахдж аль-балага, с. 73.
[7] Ахмад б. Ханбаль, Муснад, т. 4, с. 370; т. 1, с. 119; Ибн Асир аль-Джазри, ‘Усд аль-габа, т. 5, с. 205; Ибн Кутайба, аль-Ма’ариф, с. 194; Аш-Шафи’и, Кифайат ат-талиб; Ибн аль-Хадид, Шарх Нахдж аль-балага, с. 362; Хафиз Абу Ну’айм аль-Исфахани, Хилйат аль-авлийа, т. 5, с. 27; Ибн Хаджар аль-Аскалани, аль-Исаба, т. 2, с. 408; ат-Табари, Захаир аль-‘укба, с. 67; Имам Абд ар-Рахман ан-Насаи, Хасаис аль-‘алави, т. 26; ‘Аллама Ас-Самхуди, Джавахир аль-‘акдайн; Шамс ад-Дин аль-Джазир, Асна аль-маталиб, с. 4; Сулейман аль-Балхи аль-Ханафи, Йанаби’ аль-мавадда, глава 4; Хафиз б. Укда, Китаб аль-валайа; Ибн Хитам ад-Димашки, Дурр ан-Назим.

Больше информации: Доктор Хайдар Баш. "Центр единобожия - Ахли Бейт".