Члены экспедиции, с которой в 1988 году приезжал Назаров, располагались на заимке в старой избушке "деда Карпа", но вечерами сидели все вместе с Агафьей у костра и вели задушевные беседы. Во время этих бесед отшельница много рассказывала о своем быте, о жизни всей семьей, а также об истории и гонениях на староверов; слушала рассказы и споры членов экспедиции.
Как-то раз у них зашел разговор о загробной жизни. Агафья с удивлением выслушала рассказы о тоннеле со светом впереди и версии того, существует ли жизнь за гранью. Для нее никаких сомнений нет: настоящая жизнь начинается только там, а на земле надо готовиться к ней и вести праведный образ жизни. Читала я об этом и думала: наверное, вот она - причина отношения Карпа Осиповича к болезни и смерти родных? Если не видел он в этом конца, а только переход к настоящей, лучшей жизни? Где не надо тяжелым трудом с утра до ночи добывать себе пропитание и скрываться в лесах. Может быть именно в этом действительная причина всего его поведения?
Я обратила внимание еще на одну интересную деталь быта отшельницы, касающуюся религиозных обрядов: молебен по воскресеньям, которые считаются праздничными днями, может идти до 5 часов. Когда я читала о Лыковых, мне всегда было сложно представить, как можно столько времени провести перед образами. Оказывается все не совсем так: во время молитвы Агафья занимается домашними делами, может ставить тесто, печь хлеб или готовить обед.
В другой раз разговор зашел о клещах. Выяснилось, что Агафья хорошо их знает, и что их очень много в этих местах, особенно по весне, до появления листвы на деревьях. Много раз клещи кусали Лыковых, но Игорь Павлович, расспросив Агафью, сделал вывод, что никто из семьи клещевым энцефалитом не болел, хотя отшельница про эту болезнь слышала и считает ее страшной.
Позже результаты анализа крови, вновь взятой у Агафьи, показали, что у нее действительно есть антитела к клещевому энцефалиту, который мог выработаться в результате множественных регулярных укусов клещей, сыгравших роль своеобразной "прививки" А вот любые вирусы представляют для отшельницы смертельную опасность, так как ни на один штамм антител в крови обнаружено не было (Но это было в 1988 году, если найду более свежие данные, обязательно об этом расскажу).
Именно в таких беседах у костра возникает идея создать в Хакасском музее экспозицию, посвященную Лыковым. Для экспонатов решили попросить у Агафьи ненужные уже ей вещи, предметы обихода и обувь. Сама я в этом музее не была, так что буду ждать ответа читателей, но могу предположить, что что-то есть - был комментарий от пресс-секретаря администрации Хакассии, и в нем промелькнула фраза о том, что рубашка Макуты хранится в музее.
Еще интересный факт: оказывается еще в 1981 году Агафья писала в Тувинский женский монастырь матушке Максимиле, приглашая монахинь к себе на житье. По словам Агафьи ее мама Акулина Карповна когда-то давно провела две недели в одном из старообрядческих монастырей Алтайского края, монахини которого позже перебрались в Тувинский монастырь. Следовательно вера у них совпадает и Лыкова была бы рада, если бы монахини приехали к ней пожить.
В монастыре вроде ответили согласием, но потом все разладилось (вмешался один "не очень хороший человек", но о нем я хочу сначала поискать побольше информации, прежде чем рассказывать вам). И вот в этот раз Агафья снова написала письмо, которое решила передать "в мир" с группой. Судя по всему, это было начало истории ее короткой монастырской жизни в 1990 году, о которой я писала раньше.
Подписывайтесь на мой канал и я обязательно расскажу еще много интересного.