В кинопроизводстве практически нет жёстких «табу». С одной стороны, такой расклад поощряет не всегда оправданный подход «я художник, я так вижу». С другой, открывает массу возможностей для экспериментов и творчества.
Когда я учился в киношколе, мой мастер однажды задал вопрос:«На какой объектив нужно снимать портрет». Мнения разделились. Многие одногруппники были уверены, что портрет следует снимать исключительно на «портретный» объектив, то есть с фокусным расстоянием 50–85 мм. Мастер старался развеять это предубеждение. Портрет можно снимать любым объективом, если это соответствует художественной задаче. Сидни Люмет, Терри Гильям и прочие режиссёры со своими операторами не раз доказывали, что и на широкоугольную оптику можно снять прекрасные крупные планы персонажей.
Не так давно я столкнулся с подобным предубеждением, тем более странно, что оно транслировалось известным оператором, проводившим мастер-класс по многокамерной съёмке. Он настаивал, что при съёмке на две камеры, камера, снимающая более крупный план, обязательно должна быть расположена фронтально.
Несомненно, есть люди, которых следует снимать исключительно таким образом, ведь одной из эстетических задач оператора — получение комплиментарного изображения человека на экране. Опять же, если не стоит обратная задача. Но выводить из такого подхода некое правило, а тем более возводить его в абсолют, кажется мне, по меньшей мере, сомнительно.
Справедливость обратного подхода доказывает, к примеру, интервью с Роджером Дикинсом на ARRIChannel, стоп–кадры которого приведены в качестве заглавного изображения к этому посту. Фронтально расположена как раз камера, снимающая средний план, а крупный — в 3/4.
В практике многокамерных съёмок чисто производственно часто бывает удобнее расположить камеру на крупный план сбоку. Обычно он снимается на более длиннофокусную оптику, а это позволяет за счёт узкого поля зрения объектива выбрать более удачный ракурс без «грязи» по фонам.
А как вы предпочитаете ставить камеру на крупный план? Фронтально или сбоку?