Запутанная личная жизнь короля Педру I Справедливого привела к тяжелому периоду в португальской истории.
Его дети от законной жены Констанцы Мануэль и не вполне законной Инеш де Кастро в течение 18 лет выясняли отношения в битвах за престол.
1383-1385 годы и вовсе именуют «Португальское междуцарствие», страна фактически стала вассалом Кастилии, утратив суверенитет.
В итоге, трон занял сын Педру I, рожденный вовсе не Констанцой и не Инеш, а благородной дамой из Галисии Терезией Лоренцо.
Жуан (6 апреля 1385 — 4 августа 1433) в 1385 году носил звание Магистра Ордена Святого Беннета Ависского.
С момента основания Португальского королевства (1128 год), в ходе Реконкисты к участию в войне с маврами привлекались крестоносцы. Рыцари и составили костяк военизированного Ордена Тамплиеров, который позже был преобразован в Орден Святого Беннета Ависского. Братья давали обет пожизненно бороться с неверными.
Они и оказали помощь Жуану в государственном перевороте 1385 года.
В ходе успешной военной компании сторонники Кастилии были изгнаны из Лиссабона, Бежа, Эштремоша и Эворы.
6 апреля 1385 года Королевская ассамблея в Коимбре провозгласила Жуана I (João I de Portugal) королем. Позже, благодаря заслугам перед отечеством, он получил прозвища «Добрый» и «Великий».
Естественно, Хуан I Кастильский (его жена Беатриса Португальская считалась наследницей престола) ввел в мятежную страну войска. Испанцев поддерживали французские рыцари—наемники, португальцев ~ 600 английских лучников. Кастильцы имели пятикратное превосходство (30 тысяч против 6 тысяч), но в решающей битве при Алжубарроте были разбиты наголову.
В азулежу запечатлена история народного сопротивления, не имеющая отношения к сильным мира сего. Просто народный эпос.
Недалеко от места сражения проживала булочница Бритеш де Алмейра. Женщина некрасивая, еще и увечная (с лишними пальцами на руке). Долго скиталась она по Португалии в поисках комфортного места. И вот, наконец, отыскала уютный уголок в Алжубарроте.
На утро после великой битвы Бритеш зашла в свою пекарню и обнаружила в хлебной печи семь бежавших с поля боя кастильских солдат. Патриотичная гражданка взяла лопату и перебила их всех до единого.
До сих пор считается, что без вмешательства высших сил не обошлось. Ночь перед боем Жуан провел на коленях перед ликом Богоматери.
В знак благодарности Деве Марии за победу при Алжубарроте в 1387 году началось строительство Монастыря Санта-Мария-да-Витория в Баталье (Santa Maria da Vitória na Batalha).
Это не только подарок небесам, но символ закрепления королевской власти, незыблемости основанной Жуаном Ависской династии.
Строительство продлилось 150 лет. За это время сменилось 7 королей и 15 архитекторов.
Каждый вносил в проект свои правки. Получилось неповторимое смешение стилей. Редчайший случай - разные архитектурные элементы создали картину идеальной гармонии.
Все лучшее, что есть в португальской готике, неоготике, стиле мануэлино воплощено в Mosteiro da Batalha.
В результате, мы можем обойти монастырь сколько угодно раз, глаз постоянно будет выхватывать не повторяющиеся детали каменных кружев.
Готическую церковь украшают только витражи и стремящиеся вверх белые колонны.
Согласно легенде: в главном зале сразу после снятия опор дважды обрушивался потолок, погребая под руинами рабочих. Для попытки № 3 Жуан I приказал свезти на стройку заключенных со всего королевства. В случае благополучного завершения работ каторжникам была обещана свобода. Свод главного зала устоял и до сих пор радует нас чистотой линий.
В 1434 году началось создание Октогонального зала, задуманного, как пантеон Дуарте I, сына Жуана I.
Смерть короля, а следом и архитектора, привели к остановке работ. Необыкновенная «Capelas Imperfeitas» осталась без крыши. Именно эта часть монастыря, ограниченная стенами под открытым небом, производит наиболее сильное впечатление.
В 1495 году зародился самобытный позднеготический стиль manuelino: морская атрибутика в тончайшей резьбе по камню и лепнине.
Шикарные портики, колонны, решетки балюстрад пришли в облик монастыря при Мануэле I Счастливом (Manuel I o Venturoso).
Фасад Санта-Мария-да-Витория украсили 136 горгулий. Каждая олицетворяет какой-то грех, нет ни одной одинаковой.
Появились скульптуры 12 апостолов в ажурных консолях; статуи евангелистов, библейских царей; сцена коронации Девы Марии.
Португалия тогда наслаждалась господством на морях и материальными плодами Эпохи Географических открытий.
Несмотря на пролившийся золотой дождь, монастырь опять остался не достроен. Все лучшие архитекторы и квалифицированные рабочие отправились на создание другого португальского шедевра — Монастыря Иеронимов (Mosteiro dos Jerónimos) в Лиссабоне.
В пантеоне Santa Maria da Vitória na Batalha упокоены: Жуан I и его супруга Филиппа Ланкастерская; Дуарте I и его сын Афонсу V; Генрих Мореплаватель.
Если Вы бывали в Лиссабоне, конечно осматривали памятник Первооткрывателям и знаете, что на постаменте (стилизованной палубе каравеллы) размещены 32 фигуры. Тридцать одна мужская и только одна женская. Так вот — это и есть Филиппа Ланкастерская, мать Генриха Мореплавателя.
Жуан I (João I de Portugal) в 1387 году женился на Филиппе Ланкастерской (Philippa of Lancaster), скрепив легендарный альянс Англии с Португалией.
Филиппу считали дурнушкой; чуть ли не старой девой — к моменту вступления в брак ей было 28 лет.
Но злопыхатели быстро умолкли, семейная жизнь короля и королевы сложилась весьма счастливо. Дети появлялись исправно. Более того, англичанка завоевала любовь и уважение народа. Слыла дамой добросердечной, хорошо образованной, живо интересующейся наукой и политикой. Она поощряла тягу сыновей к знаниям, мечтам о далеких странах. До начала Эры Географических открытий не дожила, умерла в 1415 году.
Подарила миру выдающегося морехода, картографа, кораблестроителя инфанта португальского Генриха Мореплавателя (Henrique о Navegador), заложившего основы колониального могущества Португалии.
Баталья находится в 20 км от Алкобасы, в 140 км от Лиссабона.
Соберетесь путешествовать по Португалии — не пропустите!
Про мои португальские впечатления: