Чтобы не растерять ключевых сотрудников в пандемию, компании пересматривают систему нематериальной мотивации: расширяют пакет ДМС, оборудуют домашние рабочие места подчиненных, заменяют тимбилдинги на утренние видеозарядки и интеллектуальные онлайн-викторины
Когда работодатели перешли на удаленный режим, они с удивлением обнаружили, что даже те службы, которые раньше казались исключительно офисными, могут успешно работать дистанционно, замечает Мария Копытова, старший менеджер по персоналу кадровой компании Unity. Так, стало ясно, что сотрудникам бэк-офиса — прежде всего, специалистам отдела кадров и бухгалтерии, необязательно находиться в офисе каждый день, им достаточно поочередно приезжать на работу несколько раз в неделю. Дистанционного формата работы придерживаются консалтинговые, кадровые, финансовые, IT- и FMCG- компании, перечисляет консультант. Многие продлили удаленный режим до конца года. С одной стороны, режим самоизоляции дает работодателям возможность сократить расходы на содержание помещений, а с другой, теперь удобное месторасположение офиса и грамотно продуманный интерьер не могут служить нематериальными стимулами для подчиненных. На что в пандемию можно заменить привычные опции соцпакета, и насколько эффективными будут новые HR-инструменты?
Офис или дом?
«Роль офиса принципиально изменится, — убеждена партнер компании «Экопси Консалтинг» Вероника Луцкина. — Если раньше это было рабочее пространство, где человек находился определенное количество часов, то теперь офис — место коммуникаций с коллегами. Поэтому работодатели начинают отказываться от идеи создания индивидуальных рабочих мест. Наиболее целесообразным им представляется формат коворкинга — удобного пространства с небольшим количеством рабочих мест, которые сотрудники будут бронировать по мере необходимости».
Те компании, которые занимаются оборудованием рабочих пространств, не теряют надежды, что привычная офисная жизнь возобновится. А оптимизация затрат на обустройство и содержание офиса, которую мы наблюдаем сейчас, по их мнению, началась еще задолго до карантина. «Изменения в структуре спроса мы увидели еще в 2014 году в связи с обвалом рубля», — говорит Иван Слёзкин, управляющий партнер компании «К.С.Бюро» (специализируется на профессиональных мебельных и световых
решениях для бизнеса). Шесть последующих лет многие клиенты, выбор которых раньше падал на мебельные решения от производителей из Западной Европы и США, стали приобретать рабочие станции и системы российского производства, а офисные кресла — из Восточной Европы, экономя бюджет и снижая риски переплат из-за волатильности курсов, делится Слёзкин. Работодатели и раньше стремились сокращать расходы, а пандемия и падение рубля лишь усилила эти настроения. Впрочем, предприниматель уверен: работодатели продолжат оборудовать офисы, даже если половина штатных сотрудников будет работать на удалёнке. Просто несколько изменится подход к проектированию, постановка технического задания для архитекторов-проектировщиков. «Большое внимание будет уделяться зонированию, перегородкам между сотрудниками, решениям по изолированным акустическим кабинам, возможно, мы будем наблюдать ренессанс кабинетных планировок, — рассуждает Слёзкин. — На первый план встанут вопросы: «Сколько человек нам действительно нужно в офисе? Кто сможет работать на удалёнке без потери качества продолжительное время? Как верно спланировать офис на случай следующей пандемии?».
«Что было преимуществом, станет нормой», — замечает Луцкина. Если раньше один день вне офиса работодатели позиционировали как бенефит для сотрудников, то в ближайшем будущем возможность дистанционной работы не будет являться дополнительным бонусом, а станет частью регулярных практик, поясняет она. «Три месяца все работали из дома и ничего не развалилось. Может, всех перевести на удаленный режим?» — часто слышим мы от топ-менеджеров компаний, — рассказывает Луцкина. — Когда есть возможность выбора: сегодня пойду в офис, а завтра буду работать из дома, чувство свободы, возможность распоряжаться своим временем опьяняет. Отказаться от этого и сотрудникам, и работодателям даже при снятии всех ограничений уже будет невозможно». Теперь работодатели должны будут, в первую очередь, решать такие задачи как обеспечение хорошего качества интернет-связи дома у сотрудников, предоставление оргтехники, доступа к удобным коммуникационным платформам. По словам Луцкиной, после карантина несколько компаний обратились в «Экопси Консалтинг» с просьбой провести независимую оценку возможности перехода на дистанционный формат работы для разных категорий персонала и помочь рассчитать потенциальный экономический эффект от этого.
Заберите кресло
С первого дня удаленной работы всем сотрудникам компании «Яндекс» периодически задавали вопрос: «Все ли вас устраивает в дистанционном режиме? С какими трудностями и проблемами вы сталкиваетесь, работая из дома?» Как выяснилось, самыми сложными оказались бытовые вопросы: у одних возникали проблемы с интернетом, у других недостаточно комфортно было оборудовано рабочее место. Чтобы исключить любые неудобства, компания разрешила сотрудникам забрать домой офисные кресла и большие
мониторы, а для тех, у кого интернет работал с перебоями, организовала доставку LTE-модемов.
Во время самоизоляции многие в соцсетях жаловались на то, что уйму времени приходится тратить на приготовление еды себе и родным. В «Яндексе» этот вопрос, оказалось, удалось решить еще задолго до карантина. «У нас, как и в любой компании, сотрудники пользовались электронными пропусками не только для того, чтобы пройти в офис, но и для оплаты обедов в офисных столовых и окрестных кафе, — рассказывает руководитель службы HR-партнеров поискового портала в «Яндексе» Елена Богданович. — С начала года пропуск подключили к «Яндекс.Еде», что в период карантина для многих стало спасительной мерой».
Позаботились о подчиненных в период карантина и в «Северстали». В апреле в дополнение к зарплате компания выплатила по 10 тыс. рублей каждому работнику за исключением руководителей, входящих в топ-100. Таким образом, компания компенсировала расходы сотрудников на покупку лекарств, дезинфицирующих средств, питание. По словам представителя компании Анастасии Мишаниной, всего на эти цели было выделено около 500 млн рублей.
Доктор на связи
Работодатели начали расширять программы ДМС, включая в них услуги телемедицины (онлайн-консультации с врачом), делится Копытова. На фоне пандемии популярность этой опции резко возросла, что подтверждают страховые компании. «В пиковый период, в марте 2020 года, относительно аналогичного периода 2019 года количество телемедицинских консультаций выросло в пять раз, а обратившихся за этой услугой — в семь раз, — говорит Наталья Харина, управляющий директор по ДМС компании «Ренессанс страхование». — Также мы организуем около 700 тестирований в неделю на COVID-19 для корпоративных клиентов».
«Мнение о компании как о работодателе формируется на основе опыта сотрудника, — рассуждает Луцкина. — Вот почему в последние годы значимое внимание в развитии бренда работодателя уделялось мониторингу и улучшению качества опыта работника в процессе его так называемого путешествия (employee journey)». На «карте путешествия» сотрудника появилась новая точка контакта с компанией — работа в ситуации вынужденного карантина. В этом кризисе наблюдается тенденция — забота о физическом и психологическом состоянии людей, чтобы улучшить опыт переживания этого момента. Копилка нематериальной мотивации пополнилась новыми инструментами — йога через Zoom, тренинги по преодолению тревоги и стресса, индивидуальные консультации с психологом, замечает консультант.
«Мы расширили действующие полисы ДМС и дополнили их телемедициной от «Яндекс.Здоровья» — приложением и сайтом для онлайн-консультаций с врачами, — делится Боганович. — В режиме онлайн проходят также сеансы с психотерапевтом — теперь назначить встречу с врачом и поговорить с ним можно по видеосвязи».
На работу — на такси
Пересмотра требуют и другие опции в компенсационном пакете, обращают внимание эксперты. Очевидно, что меньшей популярностью будут пользоваться классические абонементы в фитнес-клуб, говорит Копытова. Хотя спортзалы и открываются снова, не все готовы посещать места с большим скоплением людей. На замену тренировкам в офисном спортзале «Яндекса», по словам Богданович, пришли онлайн-тренировки с штатным фитнес-тренером.
Также в условиях удаленной работы становится невыгодным предоставление бесплатного проезда и питания, рассуждает Копытова. Эти опции соцпакета можно заменить на компенсацию разовых поездок в офис на такси и оплату мобильной связи, считает консультант. Например, всем сотрудникам, желающим приехать в офис, компания «Яндекс» оплачивает поездки на «Яндекс.Такси» и «Яндекс.Драйве». А вот бесплатные обеды в офисе, которые сейчас стали неактуальными, можно с успехом заменить на партнерскую скидку от сетевых кафе, советует Луцкина: работодатель увеличивает трафик в точке общепита, а та предоставляет сотрудникам партнера недорогие обеды.
На видеозарядку становись
Мотивация в условиях удаленной работы — вызов для HR-специалистов, признают эксперты. Например, о таком популярном инструменте нематериальной мотивации как тимбилдинг теперь тоже следует забыть, говорит Копытова. «Важно найти новые способы объединить людей, которые видят друг друга только на онлайн-конференциях в Zoom и Skype и большую часть времени предоставлены сами себе», — отмечает она. По ее словам, чтобы мотивировать и сплотить коллектив, компании уже используют такие форматы как утренняя видео-зарядка, онлайн-занятия йогой, интеллектуальные викторины, онлайн-книжные клубы и совместные просмотры фильмов.
По словам Мишаниной, в апреле на удаленную работу перешло около 7 тыс. сотрудников (всего в штате «Северстали» около 50 тыс. человек) — все офисные работники и те, кому 65 лет и старше. Большинство сотрудников за время карантина сумели адаптироваться к ситуации, говорит Мишанина. В этом им помогли многие активности, считает она: утреннее ток-шоу в прямом эфире «Завтрак с директором», спортивные челленджи и тренировки движения No Limits, а также конкурсы и флешмобы — например, на самое оригинальное приветствие взамен обычного рукопожатия или на организацию домашнего рабочего стола по системе бережливого производства. По мнению Луцкиной, такие онлайн-мероприятия довольно эффективны, так как позволяют чувствовать общность с коллективом и руководством, даже находясь на расстоянии.
Автор: Ксения Перова
Источник: блог Авито Работы