Найти в Дзене
Блог Авито Работы

«Это самые проблемные сотрудники!» Как нанять мастера маникюра

Нина Емельянова 15 лет работала в кадровых агентствах: подбирала сотрудников для крупных компаний. Прошлой осенью она стала предпринимательницей и теперь нанимает людей для собственного бизнеса — ногтевой студии. Она рассказала, почему мастеров маникюра не ищут в соцсетях, зачем на собеседование брать жёлтый лак и как ретушь на фото выдает обманщика

  • 8 месяцев бизнесу.
  • За 3 месяца вышли в плюс, после пандемии восстановить прибыль пока не удалось.
  • 2 500 ₽ — средний чек.
  • 3 сотрудника.

В ноябре прошлого года Нина пополам с сестрой купила на Авито готовый бизнес — небольшую ногтевую студию в центре Москвы. «Это была наша давняя мечта: мы хотели вместе открыть свое дело, и салон красоты показался отличной идеей. Мы его так и назвали Sorella, в переводе с итальянского “сестра”», — вспоминает она. Через три месяца работы, к середине февраля этого года, сёстрам удалось выйти в прибыль (размер прибыли они не раскрывают), а 27 марта президент Путин объявил о введении режима всеобщей самоизоляции. 

«Обычно по пятницам у нас веселье: пилим, хохочем с клиентами, угощаем их шампанским. Но тот день был очень тихим. Все узнали о самоизоляции: кто-то так расстроился, что сидел молча и не хотел ничего обсуждать. Одна клиентка плакала, потому что её жених остался в другой стране», — вспоминает Нина. Перед уходом на карантин салон проработал до поздней ночи. «Мы принимали клиентов сверхурочно. Все хотели успеть навести красоту, и мы никому не отказывали. Затем наступила тишина длиной в 3 месяца, и мы просто ждали», — рассказывает Нина. Мастера, основную долю заработка которых составлял процент от стоимости услуг, остались без дохода. Двоим сотрудникам из трёх пришлось уехать на родину. И когда салон открылся в июне, Нине пришлось искать новых мастеров.

В кадровых агентствах она нанимала и руководителей, и рядовых офисных сотрудников, и синих воротничков. По её опыту, обслуживающий персонал нанимать труднее всего: «Это самые проблемные сотрудники». Они невнимательно читают вакансии — откликаются на всё подряд, приписывают себе несуществующий опыт, не приходят на собеседования и нелояльно относятся к работодателю. Найти хорошего сотрудника в салон — большое везение.

За неделю Нина просматривает 50 резюме, из них:
— 10 кандидатов приглашает на телефонное интервью;
— 5 из них приглашает на собеседование в салон;

— 3 человека приходят в назначенное время;
— 0 из них проходят тестовое задание.

И все начинается заново. «Вот такая воронка», — пожимает плечами предпринимательница.

Оказалось, подбор кадров для чужого бизнеса и для своего — не одно и то же. «Для себя ищешь не просто сотрудника с набором профессиональных характеристик, а человека, близкого по духу,  жизненной позиции», — говорит Нина. Она дала 7 советов, как найти такого мастера.

-2

Приготовьтесь платить «за выход»

Каждый мастер хочет финансовой гарантии — оплаты за выход на работу, даже если не будет клиентов. Тем более, что после окончания самоизоляции люди стали реже делать маникюр и стрижку — безработица выросла, доходы упали. Падение спроса стало одной из причин, по которой некоторые салоны красоты так и не открылись после ухода на карантин, ее назвали 38% предпринимателей, опрошенных «Эвотором». Меньше клиентов — меньше возможностей заработать сотрудникам салонов.

Нина платит 1 500 ₽ за стандартный 12-часовой рабочий день, в среднем по Москве за выход платят 1 500–2 500 ₽. Кроме того, мастер получает процент от каждой процедуры: обычно это 40% от прайса. В конце дня владелицы салона подсчитывают, сколько мастер заработал на клиентах, и если эта сумма превышает фиксированную плату за выход, то мастер получает больше. Если же выручка мастера составляет меньше 1 500 ₽, то он получает свою гарантированную сумму за выход — это нужно закладывать в финансовый план.

О зарплате сообщайте сразу

Важно, чтобы соискатель сразу понял ваши условия. Опишите в вакансии коротко:
— где находится салон,

— какие услуги оказываете, 
— на каком оборудовании работаете,

— с какими материалами,

— сколько стоят услуги и какой процент получают мастера,

— какая плата за выход.

«Всё. Дальше кандидаты обычно не читают. Если вы им подходите — сразу откликаются, не убедившись, что сами удовлетворяют вашим требованиям», — говорит Нина. То, что вы напишете в требованиях, не так важно — все нужное о кандидате придётся выяснять в телефонном разговоре и на пробном маникюре.

Не ищите мастеров в соцсетях

Нина рекомендует искать мастеров на сайтах по поиску работы — там, где у вас будет доступ к базе резюме. Публиковать вакансию в соцсетях — тоже хороший метод, но там лучше искать только работников без особых навыков. Например, рекрутеры «Додо пиццы» во время пандемии публиковали вакансии курьеров на форумах для молодых мам — а те в ответ отправляли резюме своих мужей. Мастера маникюра так найти не удастся: получите огромный поток звонков и сообщений от кандидатов, которые вам заведомо не подходят. «Если срочно нужен курьер, то вас устроит любой желающий, если мастер маникюра — нет», — объясняет Нина.

На работных сайтах вы сможете изучить профиль кандидата, просмотреть его работы, а уже потом пригласить его на телефонное интервью.

Посмотрите на фон и ракурс фотографий

Первое, на что стоит обращать внимание в резюме мастера маникюра, — это примеры его работ. «Поначалу я полагала, что все выложенные работы реальны. Думаю: “Ого, какой дизайн!” Приглашаю на собеседование, даю тестовое задание и вижу, что мастер не умеет делать маникюр, как на фото; он выдал чужие работы за свои», — рассказывает Нина. 

После нескольких неудач она научилась распознавать подделку: «У каждого мастера есть почерк — то, как он обычно фотографирует свои работы: фон, свет, ретушь, угол съемки. Если все фото в портфолио сняты в разном стиле  — какие-то обработаны, какие-то нет, какие-то сняты с профессиональным светом, какие-то нет, — значит, перед нами набор картинок из интернета». Если научитесь отличать реальные фото работ от подделки — перестанете тратить время на неподходящих кандидатов.

Слушайте не ответы, а вопросы

Предположим, вы отобрали интересных кандидатов и позвали их на телефонное собеседование. Здесь у вас две задачи: оценить речь кандидата и то, какие вопросы он вам задает. «Если человек интересуется, как у нас всё устроено, на каких материалах и оборудовании работаем, какие есть возможности для профессионального развития — это одно; если же его интересует только финансовая сторона дела — это другое. По моему опыту, ничего хорошего не выйдет из сотрудничества с человеком, у которого значки доллара в глазах», — считает Нина. Слушайте вопросы кандидата, и вы поймёте, что для него важно в работе.

Проверьте мастера в деле

Нина рассматривает только тех мастеров, которые в резюме указали опыт работы от 2-х лет. Но на слово она не верит: предупреждает, что реальный опыт кандидата можно определить только на пробном маникюре. Просто возьмите за правило: проверить мастера в деле, прежде чем его нанять.

Нина приглашает кандидата в салон и просит сделать обычный маникюр с покрытием. Чтобы проверка удалась, она придерживается четырёх правил:

  • выберите белый, чёрный или жёлтый цвет гель-лака: это самые сложные в работе цвета — они выдают любое несовершенство;
  • если мастер признаётся, что не умеет делать френч, то не настаивайте. Френч — один из самых сложных дизайнов, и заказывают его не слишком часто. Если мастер по френчу у вас уже есть, то новичку достаточно владеть остальными техниками покрытия (рисование кистью, стэмпинг, наклейки);
  • засеките время: на маникюр с покрытием должно уйти не более полутора часов;
  • проверьте, знает ли мастер, как готовить инструменты к работе, как стерилизовать и как вести специальный журнал (в нём мастер записывает, что делает с инструментами после использования). «Каждый клиент вправе потребовать показать журнал — это гарантия его безопасности. Для салона ведение такого журнала — способ контролировать соблюдение техники безопасности», — говорит Нина Емельянова.

Если мастер во время собеседования сделал качественный маникюр с чёрным покрытием за полтора часа и рассказал о работе с инструментами, можно пригласить его на работу. Теперь ваша задача — удержать его в коллективе и помочь развиваться.

Не штрафуйте и не приказывайте

Распространённая проблема салонов красоты: сотрудники работают несколько месяцев, а потом уходят туда, где им больше заплатят за выход. Часто за мастерами уходят их клиенты — так предприниматель теряет выручку.

Удерживать сотрудников помогает:

  • отсутствие штрафов. Трудовой кодекс запрещает штрафы, но многие салоны красоты используют их, чтобы снизить затраты и дисциплинировать сотрудников. Напрасно: от таких руководителей сотрудники бегут;
  • дружелюбная атмосфера. Салон — это то место, где мастер проводит половину жизни, он должен чувствовать, что здесь его уважают. Замечания делайте дружелюбно. Если мастер хочет изменить своё расписание, пойдите ему навстречу, а если нужно, чтобы он поработал сверхурочно, не требуйте, а попросите, предложите доплату;
  • возможности для профессионального развития. Хорошему специалисту нужно совершенствоваться: если не дать ему такой возможности, он будет искать другое место работы. «Мы решили, что лучшего сотрудника возведём в ранг топ-мастера: поднимем стоимость его услуг и наймём для него стажера. Это даст ему опыт тренера», — приводит пример Нина.

Нина Емельянова считает, хороший результат — если мастер сотрудничает с салоном не меньше двух лет. Она рассчитывает, что эти методы помогут построить постоянный коллектив и ей не придётся искать мастеров снова и снова.

Автор: Анна Сафронова

Источник: блог Авито Работы