Найти тему
ВТБ Страна

Рассказываем, на что стоит обратить внимание на выставке Русского музея «Дары»

Оглавление

Три причины скорее идти на выставку «Художники и коллекционеры — Русскому музею. Дары. Избранное 1895—2019 годы».

Первая большая посткарантинная выставка Русского музея — основательная и со множеством интересных деталей. «Дарами» открылись Корпус Бенуа, Михайловский (Инженерный) замок, Строгановский и Мраморный дворцы, всего в выставке участвует более полутора тысяч экспонатов. Как принято в Русском музее, здесь нет ярких спецэффектов, превращающих экспозицию в аттракцион, но очень может быть, что после месяцев самоизоляции вам нужно именно это. Итак, почему стоит идти в ГРМ смотреть «Дары».

Камерность

Да-да, несмотря на заявленный масштаб. Дело в том, что под временную выставку на каждой площадке отведено определенное количество залов. То есть вам не придется гулять по музею утомительно долго, если вы взяли билет только на одну площадку. Например, в Михайловском (Инженерном) замке показывают древнерусское искусство, живопись и графику XVIII — первой половины XIX века, в Корпусе Бенуа — живопись, графику и скульптуру второй половины XIX — первой половины XX века, в Мраморном дворце много работ современников (вторая половина XX — XXI век), в Строгановском — графика, декоративно-прикладное и народное искусство. Можно выбрать, что интереснее, и сфокусироваться на этом периоде. Сейчас ходить в музеи положено в маске, в Русском музее также продумали маршрут и расчертили полы стрелочками, чтобы потоки гостей не пересекались, но на этом неудобства заканчиваются. В условиях пандемии и закрытых границ в залах гораздо меньше людей, чем могло быть, — это редкий случай, когда можно в светлое время года, пока в Петербурге еще достаточно солнца, погулять по Русскому музею в тишине. Конечно, малолюдность тоже работает на камерную обстановку.

-2

Комплексность

Если вы не часто бываете в Русском музее и пропустили несколько знаковых выставок последних лет, но хотите наверстать упущенное — «Дары» дают вам шанс. Здесь есть работы Василия Верещагина, монографическая выставка которого была несколько лет назад, произведения Константина Сомова, Генриха Семирадского, которым музей тоже посвятил ретроспективы. Понятно, что отдельные вещи не заменят персональных выставок, но «Дары» показывают лучшие произведения из собрания Русского музея. Помимо серьезного мастеровитого Верещагина, здесь есть, например, очаровательный портрет Екатерины II в чепце, гуляющей с собачкой: «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» Владимира Боровиковского. Знакомые вещи из постоянной экспозиции, оставшиеся в залах и отмеченные там специальными знаками, перекликаются с менее известными.

-3

Репрезентация вкусов

Проследив поступления, можно составить картину вкусов дарителей (от императора до промышленников-меценатов). До определенного момента все художники были теснейше связаны с Академией, а та — с высочайшими вкусами, так что в этом контексте легко проследить, кто из мастеров в разное время «шел против системы». Судя по выставке, всегда в почете были характерные многофигурные сценки: «Неравный брак» Акима Корнеева, «Поздравление молодых в доме помещика» Григория Мясоедова, «Отец благословляет дочь на брак в присутствии родных» Алексея Чернышева. Нельзя не заметить, что пристрастие к фигуративной повествовательной живописи сегодня скорее массовый вкус, которым обусловлена популярность выставок художников XIX века. Здесь можно сделать выводы о национальном стиле русской живописи, об общности «верхов» и «низов», но сама логика выставки к этому не подводит. Может, и к лучшему.

Для справки. Дружба ВТБ и Русского музея началась в 2002 году. За 18 лет сотрудничества банк поддержал множество ключевых проектов ГРМ. Среди них: выставки Николая Рериха, Василия Верещагина, Кузьмы Петрова-Водкина, Константина Сомова, Ильи Репина, а также масштабный проект «Экспрессионизм в русском искусстве». В 2020 году при поддержке банка в музее была подготовлена к показу выставка «Художники и коллекционеры. К 125-летию Русского музея. Дары. Избранное 1895—2019 годы».