Найти в Дзене
Кавказский скит

«Как помочь другу, одержимому бесами?» Отвечает схиигумен Гавриил.

Здравствуйте, отец Гавриил!

Прошу о молитве за своего друга, одержимого бесами, раба Божьего Д. и о Вашем совете, - если изволите таковой дать, - о том, как мне строить с ним общение. Чтобы не во вред, а на пользу.

Дружу с Д. 20 лет, а он в свою очередь уже около 23-х лет живет с диагнозом "шизофрения". Он заболел в 30 лет (сейчас ему 54). За эти 23 года он уже более 30-ти раз лежал в психиатрической больнице.

20 лет назад, когда мы с ним познакомились, он людям представлялся богом Ра. В течение нескольких лет он утверждал, что является египетским богом солнца Ра. И много других было глюков.

В дальнейшем, по мере того как Д. приближался к Церкви, у него менялось самовосприятие. К началу 10-х гг. уже стал заявлять, что он Саваоф. Ни много ни мало. Например, он так и подписывал свои смс - "Саваоф". Стал носить с собой кагор и пытался "причащать" им знакомых. При этом всем Д. в периодах между лечением в стационаре посещал храмы, участвовал в Таинствах, а также, будучи в больнице, старался попасть на молебны и на Литургию. Окормлялся и по сей день окормляется на Валаамском подворье в СПб.

Все эти годы мы общаемся, молимся друг за друга, и все мы, его товарищи, надеемся на исцеление Д.

Знакомый священник года 3 назад читал над ним заклинательную молитву Петра Могилы у меня дома, накладывал ему на темя крест. После этого у Д. было в течение нескольких месяцев какое-то аутично-овощное состояние, потом он лег в больницу, а по выходе из нее рассказал об испытанном им облегчении. Потом его снова накрыло. Потом и меня уже накрыло от диалога с Д., я даже его резко осек, после чего мы прервали общение примерно на полгода. И вот сейчас снова общаемся, и есть четкое ощущение, что он выздоравливает. Он продолжает исповедоваться и причащаться, молится утром и вечером, помнит постные дни. Но при всем этом у него фантазии на тему, что он видел Бога-Отца (хоть он уже и не считает себя богом) в виде старца в блистающей короне и тому подобное. Д. человек доброй души, отзывчивый, всегда приходит на помощь людям по первому зову.

Состояние его меняется на протяжении последних лет. Он стал тише, не перебивает в разговоре и, главное, уже не считает себя богом. Во взгляде и в речи у него что-то поменялось.

Что я знаю о Д. с его слов... Родители его развращали с младенческих лет. Не хочу писать о подробностях. Потом, когда он служил в СА, его изнасиловали "деды" и заразили венерическим заболеванием. После службы он ходил в загранплавания. Женился на сироте, родилась дочь. Д. изменил жене во время плавания, она узнала об измене. Брак был венчанный. Его родители и бывшая опекунша жены посодействовали их с женой разводу. И после этого он заболел шизофренией...

Я так думаю, отец Гавриил, что нечистая сила его поймала на ощущении собственного бессилия. В жизни Д. были моменты, когда он ничего не мог сделать и чувствовал себя бессильным. Видимо, тогда ему и было внушено, что он бог...

Он отрекся от своих родителей, стал их называть по именам, утверждал, что они просто "земные родители" и все такое прочее.

Знаете, я давал ему читать Игнатия Брянчанинова "О прелести" еще несколько лет назад, он игнорирует. Самое интересное, что он прочитал много из святителя Игнатия, а "О прелести" категорически отказывается читать. Сейчас я пошел на уловку - сказал ему: "Давай я тебя познакомлю со схиигуменом Гавриилом из Валаамского скита". И попросил его просмотреть Ваши, отец, ролики на ютубе. Говорю: "Ты посмотри, а мы потом обсудим, мне важно твое мнение". Дал ссылку на Ваше "О духовной борьбе против демонических сил"....

Все обычно, насколько я помню, с ним соглашались, с его бреднями. А я ему пытался всегда сказать: "Д., это тебе нечистый внушает. Этого нет на самом деле. Это не твои мысли и чувства, они от врага". Он злился на меня. Теперь уже не злится, знает, что все равно я буду гнуть эту линию.

Ну вот, я постарался сообщить Вам о своем друге то, что представляется наиболее важным: о его заболевании и о предпосылках.

Отец, дайте совет, прошу Вас!

Как молиться за товарища? О чем молчать? О чем не молчать? Быть может, стоит предпринять поездку в Псково-Печерский монастырь или какой-то в другой?

Если Господь даст, быть может, и с Вами встреча состоится!

Пожалуйста, помолитесь за моего друга!

Раб Божий Иван.

Фрагмент иконы "Лествица Иоанна Лествичника". Египет. Синай; XII в.; местонахождение: Египет, Синай, монастырь св. Екатерины.
Фрагмент иконы "Лествица Иоанна Лествичника". Египет. Синай; XII в.; местонахождение: Египет, Синай, монастырь св. Екатерины.

Ответ схиигумена Гавриила.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Иван, надеюсь, Вы понимаете, что практически все (за редким исключением) психические заболевания — это всего лишь различные формы одержимости злыми духами. То, о чем Вы вкратце упомянули (развращение родителями, изнасилование в армии, собственные блудные похождения), всё это указывает на разнообразные причины, позволяющие демонам вселяться в тела людей. Если Вам это не известно, советую прочитать книгу Игумена N «Об одном древнем страхе».

Однако одержимость, по словам свт. Игнатия (Брянчанинова), не является препятствием ко спасению. Может спастись и одержимый, если он, покаявшись в своих прежних грехах, будет стараться жить по заповедям Божиим и воцерковится. Его страдания, которые он терпит от демонов, нужно в этом случае воспринимать как епитимью, которая необходима для очищения от старых грехов, и если он терпеливо пронесет этот свой крест до конца, то несомненно спасется.

Молиться за товарища Вы можете по-разному, как позволяют силы и время. Можно просить о нем Господа, Божию Матерь и различных святы своими словами, можно читать за него главу Евангелия с молитвой свт. Афанасия перед чтением Евангелия, можно читать Псалтирь, можно просить о нем на Иисусовой молитве 50-100 раз или чередовать все эти способы в любом порядке.

К отчиткам я отношусь весьма скептически, т.к. ни разу не видел, чтобы они кому-то реально помогли. В Псково-Печерском монастыре был теперь уже покойный старец Адриан (Кирсанов), который реально мог изгнать демона из человека, но и он перестал этим заниматься задолго до смерти, убедившись, что через полгода-год те люди, которые с его помощью освободились от бесов (стали психически здоровыми с точки зрения медицины), приезжали в монастырь вновь, но в еще боле тяжелом состоянии, чем были прежде. Дело в том, что, исцелившись, они не смогли удержаться от новых смертных грехов (блуд, аборты, магия и оккультизм), а потому в них вместо одного прежнего беса входили еще и другие семь, злейших, чем он, «и бывало человеку тому последнее, хуже первого».

С уважением, сх.иг. Гавриил.

Видение Иоанна Лествичника. Миниатюра из Лествицы Иоанна Лествичника и паренесиса Ефрема Сирина. Начало XVI в. Источник: https://iskusstvoed.ru/2020/01/25/russian_book_illumination_xv_cent/amp/
Видение Иоанна Лествичника. Миниатюра из Лествицы Иоанна Лествичника и паренесиса Ефрема Сирина. Начало XVI в. Источник: https://iskusstvoed.ru/2020/01/25/russian_book_illumination_xv_cent/amp/

Многоуважаемый отец Гавриил! Отец родной!

Сердечно, сердечно и еще миллион раз сердечно благодарю за святые молитвы и за духовный совет!!

Отче, послушайте, сегодня мой товарищ раб Божий Д., о котором я Вам выше писал, зашел в гости после приобщения Таин Христовых на Валаамском подворье абсолютно вменяемый, адекватный.

Я благодарю Господа Бога, лично Вас и братию за то, что вы нас не оставляете своими молитвами.

Любите нас, мы нуждаемся в вашем делании!

С радостью и благодарностью, раб Божий Иван.

Скрытое Царство, или как спастись хорошему человеку?

Что такое евангельская простота и откуда произрастает лукавство и лицемерие?

Подписывайтесь на "Кавказский скит Валаама" канал для тех, кто ищет ответы на трудные вопросы духовной жизни, которые ставит перед нами современный мир.

Пишите нам — и молитвенная помощь придет.

Имена на поминовение: WhatsApp +7 (988) 501-00-88,

пожертвование на карту Сбербанка 4817 7602 4787 9236

или перевод на телефон: + 7 988 501 00 88,

сумма — на Ваше усмотрение.