Регулярные полеты транспортных самолетов в блокированный с суши Ленинград начались после 20 сентября 1941 года, когда ГКО принял специальное постановление «Об организации транспортной воздушной связи между Москвой и Ленинградом» и обязал ГУ ГВФ выделять ежедневно по 30–40 самолетов для доставки в осажденный город не менее 100 тонн продовольствия, вооружения, боеприпасов. Были сформированы три подразделения, летный состав которых назначался из опытных и обстрелянных экипажей, умевших летать в сложных условиях, ранее выполнявших задания в Арктике и Средней Азии
Стратегическим центром снабжения Ленинграда на Большой земле первоначально стала Вологда, где загружались корабли, а местом разгрузки — Комендантский аэродром, расположенный к северу от города. Никогда раньше он не принимфал столько самолетов, как осенью 1941-го. «Воздушный мост» вскоре соединил Ленинград с аэродромами Хвойная и Кушевера, расположенными значительно ближе Вологды, что позволило примерно вдвое сократить путь. За один летный день в город на Неве перебрасывалось примерно 115 тонн продуктов, эти цифры даже превышали задание правительства. Ладога, над которой проходила воздушная трасса, неоднократно становилась ареной напряженных боев.
17 октября двенадцать ПС-84 под руководством лейтенанта А. И. Семенкова сомкнутым строем шли над водой на высоте 10–15 метров. Возвращаясь из Ленинграда, они уже приближались к восточному берегу озера, когда со стороны солнца на них буквально свалились «мессершмиты». Наши истребители сопровождения попытались отразить атаку, но силы оказались неравны. Особенно сильно пострадал от пулеметно-пушечного обстрела замыкающий самолет с детьми, эвакуированными из блокадного города, один из моторов отказал, и воздушное судно, которое пилотировал С. А. Фроловский, стало отставать. Семенков по рации приказал экипажам сбавить скорость и прикрыть огнем поврежденную машину, что и было сделано. В тот раз потерь удалось избежать.
Всего Семенков совершил в Ленинград 120 полетов. Пилот Северной авиагруппы Г. И. Калашник пересекал блокадное кольцо еще чаще — 157 раз — и всегда благополучно возвращался. К сожалению, далеко не всегда эти игры со смертью заканчивались благополучно. По донесению немецких асов, 19 и 30 ноября 1941 года им удалось сбить по три «советских дугласа». Как было потом установлено, один из сбитых самолетов пилотировал И. У. Жантиев. При возвращении из Ленинграда в Новую Ладогу его атаковали из-за облаков «мессершмиты», после чего тяжелый самолет мгновенно скрылся под водой. На семиметровой глубине его нашла группа аквалангистов в 1992 году.
На пределе сил работал не только летный состав. Ночами трудились техники и механики. Огромную помощь оказали созданные при ВВС Ленинградского фронта рембазы, бесперебойно снабжавшие ремонтников. Работать приходилось быстро — немцы часто нападали на Комендантский аэродром, бомбили и штурмовали стоянки, задерживаться там было чрезвычайно опасно.
Продолжение следует…
По материалам журнала «Гражданская авиация» и книги «Герои неба»
(ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (Аэродромов), М., 2015.)