Найти тему

ГВФ в боях за Ленинград

Американский учебный «тексан» – один из многих самолетов, которые летчики-перегонщики доставляли в Европейскую часть СССР по трассе АЛСИБ. Лето 1944 года
Американский учебный «тексан» – один из многих самолетов, которые летчики-перегонщики доставляли в Европейскую часть СССР по трассе АЛСИБ. Лето 1944 года

Регулярные полеты транспортных самолетов в блокированный с суши Ленинград начались после 20 сентября 1941 года, когда ГКО принял специальное постановление «Об организации транспортной воздушной связи между Москвой и Ленинградом» и обязал ГУ ГВФ выделять ежедневно по 30–40 самолетов для доставки в осажденный город не менее 100 тонн продовольствия, вооружения, боеприпасов. Были сформированы три подразделения, летный состав которых назначался из опытных и обстрелянных экипажей, умевших летать в сложных условиях, ранее выполнявших задания в Арктике и Средней Азии

ПС-84 – основной вид транспортного самолета советских ВВС. Он создан на основе американского DC-3 фирмы «Дуглас». В освоение выпуска большой вклад внес Б.П. Лисунов, в честь него в сентябре 1942 г. самолет назвали Ли-2
ПС-84 – основной вид транспортного самолета советских ВВС. Он создан на основе американского DC-3 фирмы «Дуглас». В освоение выпуска большой вклад внес Б.П. Лисунов, в честь него в сентябре 1942 г. самолет назвали Ли-2

​​Стратегическим центром снабжения Ленинграда на Большой земле первоначально стала Вологда, где загружались корабли, а местом разгрузки — ​Комендантский аэродром, расположенный к северу от города. Никогда раньше он не принимфал столько самолетов, как осенью 1941-го. «Воздушный мост» вскоре соединил Ленинград с аэродромами Хвой­ная и Кушевера, расположенными значительно ближе Вологды, что позволило примерно вдвое сократить путь. За один летный день в город на Неве перебрасывалось примерно 115 тонн продуктов, эти цифры даже превышали задание правительства. Ладога, над которой проходила воздушная трасса, неоднократно становилась ареной напряженных боев.

На аэродроме подготовлены грузы для доставки в блокадный Ленинград
На аэродроме подготовлены грузы для доставки в блокадный Ленинград

​17 октября двенадцать ПС-84 под руководством лейтенанта А. И. Семенкова сомкнутым строем шли над водой на высоте 10–15 метров. Возвращаясь из Ленинграда, они уже приближались к восточному берегу озера, когда со стороны солнца на них буквально свалились «мессершмиты». Наши истребители сопровождения попытались отразить атаку, но силы оказались неравны. Особенно сильно пострадал от пулеметно-­пушечного обстрела замыкающий самолет с детьми, эвакуированными из блокадного города, один из моторов отказал, и воздушное судно, которое пилотировал С. А. Фроловский, стало отставать. Семенков по рации приказал экипажам сбавить скорость и прикрыть огнем поврежденную машину, что и было сделано. В тот раз потерь удалось избежать.

Запуск самолета Р-5, снаряженного мешками с грузами, с помощью аэростата
Запуск самолета Р-5, снаряженного мешками с грузами, с помощью аэростата

Всего Семенков совершил в Ленинград 120 полетов. Пилот Северной авиагруппы Г. И. Калашник пересекал блокадное кольцо еще чаще — ​157 раз — ​и всегда благополучно возвращался. К сожалению, далеко не всегда эти игры со смертью заканчивались благополучно. По донесению немецких асов, 19 и 30 ноября 1941 года им удалось сбить по три «советских дугласа». Как было потом установлено, один из сбитых самолетов пилотировал И. У. Жантиев. При возвращении из Ленинграда в Новую Ладогу его атаковали из-за облаков «мессершмиты», после чего тяжелый самолет мгновенно скрылся под водой. На семиметровой глубине его нашла группа аквалангистов в 1992 году.

Як-6 — двухмоторный ночной ближний бомбардировщик А.С. Яковлева, который применялся и в качестве штабного, связного и транспортного самолета. В частях его называли «Дугласенок»
Як-6 — двухмоторный ночной ближний бомбардировщик А.С. Яковлева, который применялся и в качестве штабного, связного и транспортного самолета. В частях его называли «Дугласенок»
​С-47 – военно-транспортный вариант DC-3. Один из самых массовых (всего было выпущено 10 000 таких машин) самолетов Второй мировой войны, 709 экземпляров поставлено в СССР по ленд-лизу. На нем выполнялись самые ответственные задачи
​С-47 – военно-транспортный вариант DC-3. Один из самых массовых (всего было выпущено 10 000 таких машин) самолетов Второй мировой войны, 709 экземпляров поставлено в СССР по ленд-лизу. На нем выполнялись самые ответственные задачи

На пределе сил работал не только летный состав. Ночами трудились техники и механики. Огромную помощь оказали созданные при ВВС Ленинградского фронта рембазы, бесперебойно снабжавшие ремонтников. Работать приходилось быстро — ​немцы часто нападали на Комендантский аэродром, бомбили и штурмовали стоянки, задерживаться там было чрезвычайно опасно.

​​Продолжение следует…

По материалам журнала «Гражданская авиация» и книги «Герои неба»
(ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (Аэродромов), М., 2015.)