Экранизация повести «Похороните меня за плинтусом» Павла Санаева произвела не меньший фурор, чем книга. И это неудивительно, так как фильмов о токсичных отношениях в семье у нас немного, а проблема имеет место быть. К сожалению. Относиться к картине можно по-разному. Если оценивать её с точки зрения режиссёрской работы, средств художественной выразительности, актёрской игры, то у меня как у зрителя претензий нет — здесь всё на высоте. Но если с точки зрения содержания, то я осталась сильно не уверена в его главной теме. Нам точно про абьюз попытались рассказать или... ?
Описание художественного фильма «Похороните меня за плинтусом»
В центре сюжета — тяжелейшая семейная драма, по сути, война за восьмилетнего Сашу, развернувшаяся между его беспутной матерью Ольгой и её родителями: бабушкой Ниной Антоновной и дедушкой Семёном Михайловичем, у которых мальчик живёт. Ребёнок постоянно болеет, потому всё его время заполнено приёмом лекарств, разными медицинскими процедурами, осмотрами врачей и учёбой на дому. Ни обычных детских развлечений, ни друзей, ни праздников, ни даже заветного дня рождения, когда мама, наперекор бабушке и дедушке приходила к нему с подарком. Этот день был самым счастливым, но и одновременно самым страшным в череде остальных. Проклятия, крики, угрозы и припадки бабушки достигали апогея. И вот он снова наступил, 28 декабря.
Отличия художественного фильма от повести «Похороните меня за плинтусом»
Если написать, что их очень и очень много — значит, мягко говоря, солгать. Книга Павла Санаева и фильм Сергея Снежкина — это два абсолютно разных произведения. Да, они основаны на одном и том же материале, но имеют разные смысловые акценты. Главный их «рупор» — персонажи, потому давайте к ним присмотримся.
Начнём, конечно, с Нины Антоновны. В повести её образ невероятно трагичен, глубок и многогранен. Женщина страдает тяжелейшим психологическим расстройством личности (подробно я разобрала его в отзыве на книгу), а потому она не задумываясь затягивает родных людей в омут своих обид, разочарований и страхов. И даже разойдясь во мнении с автором, который в разных интервью говорил о том, что для него «бабушка — символ уродливой, но всё-таки любви» (на мой взгляд — нет), в фильме Нина Антоновна получилась чрезмерно однобокой, просто злая старуха, и всё. Кстати, Светлана Крючкова, сыгравшая этот персонаж, тоже осталась недовольна итогом, но не из-за своей работы, а потому что многие эпизоды были удалены из фильма. Как она позже признавалась:
«Там были и очень нежные сцены, где бабушка не только кричит. Также не вошли в фильм внезапные переключения в настроении этой женщины. Ведь сумасшедший человек всегда конкретен, но одна его конкретика не соотносится с другой. Я долго боролась за несколько сцен, но, увы, меня не послушали».
Однако если Нину Антоновну продюсеры грубо «обтесали», убрав на их взгляд лишнее, то остальные персонажи были радикально изменены и с литературными прототипами не имеют ничего общего (я не говорю уже про реальных членов семьи Санаевых).
Семён Михайлович из забитого, зависимого старика превратился в меркантильного, расчётливого Плюшкина, который не отказывает себе в удовольствии причинить боль кому-то из близких, будь это внук, дочь или даже сумасбродная жена.
Ольга в повести — воплощение любви, сломленная тиранией психически больной, деспотичной матери. Вышла замуж, только чтобы сбежать от неё. Но брак оказался разрушен стараниями Нины Антоновны. Попытка второй раз найти своё счастье обернулась катастрофой — Ольга лишилась сына, и ради возможности видеть его, вновь стала безропотно играть роль послушной жертвы. В фильме перед нами предстаёт дамочка, которой патологически не везёт с мужиками. Родители её презирают за бесхребетность и лёгкое поведение, а она им в ответ устраивает концерты под названием «хочу видеть сына». Но сколько бы горе-мамаша театрально ни страдала перед Толиком, сцена в столовой, когда она узнаёт об очередном диагнозе Саши (муковисцидозе) говорит сама за себя: любящая мать не смогла бы в такой момент пойти танцевать с пьяным сожителем. Да и поведение маленького Саши лишь подтверждает эту горькую правду: как бы он ни любил маму, но в глубине души знает, что её можно обрести только купив. Потому в фильме он и делает попытку сбежать к ней, предварительно стащив деньги у дедушки, а в финале делится с мамой секретом, где у бабушки спрятаны 25 рублей.
Анатолий, гражданский муж Ольги, в книге показан как мудрый и сильный человек, которому не слишком везёт в профессиональном плане. Однако он является настоящей опорой Ольге, не давая ей окончательно пасть духом и сдаться. Нина Антоновна в своих проклятиях постоянно обзывает его «карликом-кровопийцей» и «пьяницей», хотя мужчина вообще не употребляет алкоголь. В фильме Толик опустившийся неудачник, запивающий все проблемы горячительными напитками.
Павел Санаев, отвечая на многочисленные вопросы журналистов о своём отношении к фильму, дал, на мой взгляд, очень точную характеристику этому «киношедевру» — «чернуха» (к его горькому разочарованию и моему тоже). Глядя на взрослых персонажей, никому из них не сочувствуешь, ни за кого не переживаешь. Они все паразиты, которые пытаются жить за счёт друг друга: кто эмоционально паразитирует, кто материально. И здесь возникает логичный вопрос: для чего создателям фильма понадобилось так препарировать и перешивать заново сюжет повести? Какова цель? А она, подобно дьяволу, в деталях...
Смысл художественного фильма «Похороните меня за плинтусом»
Помимо чернухи людской (Савельевы), фильм ярко демонстрирует чернуху быта (дом Савельевых) и чернуху разлагающего совка (холодная, мрачная столовая с неприветливой буфетчицей и ищущем удачу барыгой кавказкой национальности, где полдня провели в ожидании звонка Ольга и Толик). Когда-то в определённых кругах была мода на то, чтобы плюнуть в Российскую Империю, теперь в СССР, впрочем, в Российскую Федерацию «великие художники современности» плюют с неменьшим энтузиазмом. Но знаете, есть в этом и кое-что приятное: чем больше они изрыгают из себя «великих творений», тем большее отвращение сами и вызывают, а вовсе не Российская Империя и СССР.
Книга «Похороните меня за плинтусом» тяжела, эмоциональна до надрыва, но правдива и честна: она о том, как человек, следуя худшим сторонам своего характера, психически уродует себя и близких, разрушает всё на своём пути, подобно торнадо. Если не боитесь темы абьюза, то рекомендую её к прочтению, а вот фильм смотреть не советую (если только не ведёте борьбу с советским наследием, а вас оставили без методички).
Оценка: 2/5