Не так давно я опубликовал статью, рассказывающую о выборе мощности мотора в классе небольших ПВХ лодок (до 450). Статья ожидаемо была живо воспринято аудиторией и, хотя я постарался предельно чётко определить основные, ключевые критерии. Далеко не все истолковали их верно. А теме «формулы» выбора мощности из расчёта «л.с. на количество килограмм» - я тоже уделил внимание. Но… короткого комментария, как я понял, оказалось недостаточно. И необходим более полный, развёрнутый ответ.
Сразу отмечу, что «проблема» эта касается лишь небольших лодок. Во всяком случае, мне никогда не приходилось слышать, чтобы кто-то рассчитывал по какой-то формуле мощность мотора для большого катера. Всё же в той категории больше ориентируются на более точные данные и показатели. Чего нельзя сказать о классе ПВХ лодок, где владельцы часто стремятся всё свести к простейшим данным. Если так, то так; а если эдак, то вот так. И личный опыт владения 1-2 моторами и лодочкой в 330-350 уже позволяет позиционировать себя, как «настоящего знатока дела», щедро раскидываясь «дельными советами». Хотя и рассуждая исключительно в монохромных тонах. Не учитывая, что «оттенков серого» в теме небольших лодок уж точно не меньше. Но оставим лирику.
Итак, широко распространённая «формула» гласит буквально следующее: рассчитывая достаточную мощность мотора для вашего комплекта необходимо исходить из расчёта 1 л.с. на 30 кг веса. Верным в этом утверждении является лишь то обстоятельство, что для небольших ПВХ лодок именно вес загрузки – действительно являет одной из ключевых позиций. Но… не только вес. Давайте разбираться, почему не стоит полностью полагаться на данную «формулу», а лучше вообще не брать её во внимание и опираться на совсем другие критерии. По порядку.
Начнём с веса. Посчитать его не так сложно. Вес лодки, мотора, топлива, пассажиров и необходимого снаряжения. В результате мы получим некую цифру, на основе которой и происходит «расчёт» мощности мотора. И тут возникает сразу несколько важных моментов. Первое. Тип самого мотора. Не секрет, что 4х тактные двигатели весят примерно на 30% больше, чем их двухтактные аналоги. Кроме того, у двухтактника больший крутящий момент; проще говоря, такой мотор резвее в целом и особенно на старте. Помимо того, что при равной мощности мы имеем разный вес мотора и его «рабочие характеристики», ключевым здесь является существенно разное распределение веса. Причём, чем меньше размер лодки, тем более это существенно.
Здесь сразу стоит вспомнить один из ключевых аргументов в пользу стационарного двигателя (когда речь идёт о больших катерах) – лучшее распределение веса.
Другими словами, для лодки длиной 360 и 420 условные 50 кг на транец будут очень разными. И это нагрузка постоянная. А есть ещё и переменная. Загрузка самой лодки. Чем больше размер лодки – тем менее чувствительна она к распределению веса. Чтобы понять это достаточно один и тот же вес загрузить в лодку 340 и 400. И посмотреть, насколько по-разному они будут себя вести.
Чем меньше размер лодки – тем меньше её вес. И возвращаясь к той самой «формуле» - тем меньше требуется мощность. Однако, чем меньше размер лодки, тем более чутко она реагирует на вес и его распределение. Отсюда и совершенно разные показатели. Например, возьмём ту же НДНД 340 с пяти сильным мотором. Сместим вещи к транцу и… лодка скорее всего уже не сможет выйти в режим глиссирования. Стоит переместить их к носу и вуаля! Более того, иногда может быть ситуация при которой лодка с одним пассажиром и смещённым к транцу весом не может выйти в режим глиссирования (без смещения веса к носу), а стоит посадить второго – выстреливает с места. Вот вам и первое наглядное подтверждение того, что с этой «формулой» не всё так гладко.
Длина лодки.
Этой теме я тоже уже посвятил отдельную статью, назвав её «длина везёт». Суть очень проста. До определённых пределов большая длина корпуса обеспечивает лучшие ходовые показатели. Более длинному корпусу существенно легче «выходить» в режим глиссирования. В том числе и благодаря всё тому же распределению веса. Корпус как бы балансирует ту нагрузку, которую оказывает на транец мотор. Понять это можно на примере спиннинга с катушкой. Когда основной вес (вес катушки) находится у рукояти, но за счёт длины бланка удилище сбалансировано (см. фото). С корпусом лодки происходит нечто подобное. И соответственно, требуется меньше усилий для перехода в режим глиссирования и достижения максимальных скоростей, несмотря на то, что фактический вес лодки может быть на 30-40% больше. Т.е. не столько вес, сколько длина корпуса влияет на грузоподъёмность и ходовые качества.
Тип лодки.
Ещё один важный аспект. Мы можем 4 разных типа лодок и один мотор. С равной загрузкой для всех. Классическая пайольная лодка, лодка НДНД, РИБ и жёсткий корпус (АМГ или пластик, не столь важно). При условии равного размера корпуса – вес лодок будет сильно различаться. Однако показатели скорости и выхода в режим глиссирования окажутся в пользу более тяжёлых РИБа и жёсткого корпуса. Далее будет НДНД и на последнем месте пайольная лодка. Снова мы видим ситуацию, при которой фактический вес комплекта в соотношении с мощностью мотора не укладывается в примитивные данные пресловутой «формулы».
Другие факторы.
Помимо каких-то базовых и неизменных факторов, на ходовые качества могут оказывать влияние и другие. Например, шаг винта. Вообще это тема отдельного разговора, сейчас коротко. Правильный подбор винта может обеспечить существенно большую грузоподъёмность, большую скорость и уверенный выход в режим глиссирования. Почти, как правильный выбор резины для автомобиля, только ещё более очевидно. Таким образом, при равной мощности мотора мы можем иметь абсолютно разные показатели.
Угол наклона мотора тоже важный фактор, оказывающий влияние на ходовые качества. Правильные настройки могут позволить заметно повысить КПД мотора.
Сила и направление ветра, волна, течение… даже температура воды и воздуха, давление в баллонах (если речь о ПВХ лодке) – всё это тоже вносит свой вклад в ходовые качества и напрочь нивелирует соотношение мощности и веса. Т.е., один и тот же комплект, при равной загрузки при условиях изменений всех этих сил воздействия – продемонстрирует разные показатели.
Подведём итог.
Итак, как видно на примере нескольких базовых критериев, есть множество куда более весомых факторов, влияющих на показатели скорости и грузоподъёмности. Нежели просто вес комплекта и количество лошадиных сил. Куда важнее определить тип и размер лодки. Не сам вес, а его распределение. Не мощность, а тип мотора в большей степени влияют на ходовые качества. Особенно при условии, что мощность эта не большая. Наконец, правильные настройки мотора в состоянии заметно изменить весь расклад.
Обратная сторона.
В завершении о другой частой ошибке. Стремлении оснастить лодку максимально допустимой мощностью двигателя. В будущем я так же уделю этой теме больше внимания в отдельной статье. Пока же коротко. Предельная или запредельная мощность мотора не даст вам кратного увеличения максимальной скорости. Соразмерного и мощности, и затратам. Проще говоря, если ваша лодка с мотором в 15 лс. Достигает скорости в 35 км/час, то 30 л.с. не дадут вам 70 км/час. А вот расход топлива вырастит существенно. Но! Даст задел в запасе грузоподъёмности. Т.е. предельная мощность мотора оправдана лишь в одном случае: когда лодка максимально загружена.
Выбор мотора всегда должен быть максимально рациональным. И кроме базовой мощности, следует уделять внимание и настройке мотора. Тогда вы получите не только уверенный выход в режим глиссирования, достаточную скорость на средних оборотах, но и оптимальный расход топлива. А в качестве бонуса – ваш мотор не будет работать на пределе возможностей, что, конечно, увеличивает и его моторесурс.
Надеюсь, в этот раз я достаточно внятно изложил свою позицию по теме «формулы» и вам будет понятно, почему я не просто скептически, а с откровенным недоверием отношусь к подобному подходу. А для тех, кто «проповедует» подобные идеи это является своего рода маркером некомпетентности человека.
Тему непременно продолжим.
Палец вверх, репост и подписка – ваш неоценимый вклад в развитие этого блога!
Дмитрий Матвеев || YouTube.com/ItodorTV
Все фото автора (с)
Следите за новостями в Instagram @itodortv