Ключевым моментом в развитии Scrum-команды и работе Scrum-мастера является фокусировка на уровне зрелости. Его нужно поднимать, "взращивая команду", создавать среду, где это возможно.
Много лидеров фокусируются в первую очередь на процессах и правилах, что приводит к ошибке, потому что в то время люди и роли, которые они исполняют, отданы сами себе.
В этой статье рассмотрим уровни зрелости команд, которые чаще всего выделяют в сообществе. Вопрос дискуссионный, и это только одно из мнений, поэтому делитесь своими материалами и мнениями в комментариях.
Во-первых, чтобы строить Scrum и достигать зрелости через этот Фреймворк, нужно соблюдать его правила. При этом, трудно припомнить команду, которая называла бы себя зрелой, потому что умеет следовать правилам. Заслуги в первую очередь отдаются людям и тому, как они разделяют ценности и свою ответственность через предложенные роли.
Наиболее успешные команды разделяют модель, основанную на четырёх важных ролях: скрам-мастер, владелец продукта, член команды разработки и agile-лидер. Лидер — это не роль из Scrum! Но на нашем опыте, именно он играет решающую роль для первого шага команды к зрелости.
Ron Eringa собрал характеристики каждой роли, с учётом agile-лидера, на каждом уровне зрелости команды.
Уровень 1
- Scrum-мастер: учит, как применять Scrum по книжке, фокусируется на изучении новых практик и операционном успехе, планирует и фасилитирует все Scrum-события, отслеживает прогресс и визуализирует работу, выполняет операционную работу и ищет пути развития.
- Владелец продукта: имеет базовые знания о продукте и его аналитике, сосредоточен на создании требований и элементов бэклога, выполняет планы и решения по продуктам, принятые заинтересованными сторонами, удовлетворяет заинтересованные стороны за счёт выполнения их требований и отзывов, умеет воплощать пожелания заинтересованных сторон в конкретные рабочие задачи для команды.
- Член команды разработки: индивидуальные знания и стандарты определяют, над какими задачами работают люди, полагается на Scrum-мастера во время основных церемоний, избегает конфликтов, преследует индивидуальную цель и результат, следует процессам, правилам и инструкциям, ищет стабильность и чувство принадлежности.
- Лидер: создает планы и правила, контролирует бюджет*, обеспечивает соблюдение правил и выполнения плана, целевых показателей качества, расставляет индивидуальные цели и метрики, прогресс измеряется прибылью и счастьем акционеров, берёт полный контроль и часто использует директиву.
Уровень 2
- Scrum-мастер: знает, как адаптировать методичку Scrum по ситуации, практики соединяются с целями и результатами, фасилитирует события , основываясь на ценностях, даёт команде самой отслеживать свой прогресс, помогает членам команды понять их роль и применять Scrum по методичке.
- Владелец продукта: владеет и управляет бэклогом продукта, сосредоточен на создании целей спринта и инкременте продукта, влияет на стейкхолдеров при разработке планов и решений, связанных с продуктом, завоёвывает больше доверия за счёт повышения прозрачности результатов, может сотрудничать с несколькими заинтересованными сторонами для одного бэклога.
- Член команды разработки: проводит обмен знаниями и практиками, стандартами качества, обеспечивает пользу всех Scrum-событий, обнаруживает различия и общие ценности, работает над точным измерением успеха, ищет общее понимание.
- Лидер: создаёт планы и делегирует исполнение владельцу продукта, устраивает бай-ин в соответствии с правилами, планами и стандартами качества, даёт команде цели и измерения прогресса, эффективности, качества, результата, требует точных измерений прогресса, выпуска и качества, контролирует процесс и делегирует менее важные обязанности.
Уровень 3
- Scrum-мастер: опыт в Scrum расширяется дополнительными практиками, сосредоточен на постоянном совершенствовании команды, помогает команде применить ценности Scrum и Agile, помогает владельцу продукта сосредоточиться на предоставлении ценности и визуализировать прогресс, стимулирует членов команды брать на себя ответственность и добиваться успеха.
- Владелец продукта: имеет представление обо всех этапах процесса создания ценности, сосредоточен на создании ценности и прогрессе, сотрудничает с заинтересованными сторонами для разработки планов и решений, связанных с продуктом, влияет на заинтересованные стороны за счёт постоянного результата, вдохновляет команду на сотрудничество со всеми заинтересованными сторонами в цепочке создания ценности.
- Член команды разработки: общие стандарты зафиксированы и на их основе появились новые идеи, сосредоточен на достижении целей спринта и повышении качества продукта, использует ценности Scrum и Agile в качестве ориентира, активно собирает фидбэк, члены команды открыты к изменениям.
- Лидер: совместно создаёт планы вместе с владельцем продукта, обеспечивает консенсус с правилами, планами и стандартами качества, создаёт границы, в которых команды могут устанавливать свои собственные цели, отслеживает прогресс, регулярно посещая командные мероприятия, делегирует более важные обязанности.
Уровень 4
- Scrum-мастер: сосредоточен на постоянном улучшении цепочки создания ценности, помогает заинтересованным сторонам понять и применять принципы Agile, позволяет команде постоянно улучшаться и приносить пользу, стимулирует всю команду идти к успеху.
- Владелец продукта: глубокие знания о продукте/цепочки ценности/клиенте, фокусируется на непрерывной цепочке создания и сотрудничает с заинтересованными сторонами, имеет право принимать решения по продукту и устанавливать релизный план, имеет влияние на стейкхолдеров за счёт непрерывной поставки ценности, может возглавить цепочку создания стоимости с несколькими командами и заинтересованными сторонами.
- Член команды разработки: стандарты постоянно используются, пересматриваются и обновляются, ответствен за результат и стремится часто приносить его, сотрудничает с заинтересованными сторонами для постоянного улучшения и выпуска продукта, доверие и уважение — основа всех действий в команде.
- Лидер: делегирует планирование и выполнение владельцу продукта, даёт советы, коучит ситуативно, создает среду, в которой команды могут самоорганизоваться и создавать ценность, предоставляет видение и миссию, с которыми люди могут соотнести себя, делегирует всё, кроме критически важных решений и обязанностей.
Уровень 5
- Scrum-мастер: обучает других, как сочетать Scrum с дополнительными практиками, сосредоточен на постоянном улучшении в организации, помогает организации понять и применить принципы Agile, ведёт и стимулирует всех в потоке создания ценности к успеху.
- Владелец продукта: глубокие знания по одному или нескольким портфелям продуктов, сосредоточен на постоянной оптимизации стоимости и сотрудничестве с клиентами, отвечает за планирование, бюджет, прибыль и убытки цепочки создания ценности, влияет на удовлетворенность клиентов за счёт непрерывного предоставления ценности, может возглавлять сложные цепочки создания ценности с несколькими командами и заинтересованными сторонам.
- Член команды разработки: интуитивно действует в соответствии с общепринятыми стандартами, создаёт высококачественный продукт без отчётов перед кем-то, сотрудничает со всеми для обмена отзывами и опытом, часто предоставляет ценность, что подтверждено реальными пользователями, члены команды всецело доверяют друг другу.
- Лидер: делегирует ответственность за всю цепочку создания стоимости на владельца продукта и команду, вдохновляет, охраняет культуру, стимулирует постоянное совершенствование, способствует росту каждого сотрудника, помогает людям и организации действовать с учётом цели, делегирует все решения и обязанности.
Многие команды застревают на первых трёх уровнях паттерна зрелости. Лидерам необходимо создать среду, в которой люди могут работать с полной отдачей и сосредоточенностью, не опасаясь ошибок.
Успех всей команды определяется её наименее зрелой ролью. Scrum-команда будет показывать ожидаемые результаты на каждом уровне только тогда, когда все роли находятся как минимум на одном уровне зрелости.