Чтобы сделать книгу наиболее лаконичной, делим её на главы. В каждую главу помещаем одно-два глобальных действия, влияющих на ход сюжета. Таким образом позже мы сможем вычленить лишнее из написанного.
Пример:
1 глава. Богатырь возвращается из похода и видит, что его деревня сожжена. Что погибли его друзья и родные. Он находит выжившего. Тот говорит, что на деревню напал дракон и указывает, куда тот улетел.
2 глава. Герой идёт к соседней деревне, чтобы найти старца, который подскажет ему, как победить дракона. Старец говорит, что дракона победит только тот, у кого есть волшебный меч. Направляет богатыря к кузнецу, что живёт под железной горой.
3 глава. Богатырь находит кузнеца, но тот говорит, что создаст меч только для человека чистого сердцем, а чтобы это проверить, богатырь должен достать для него свиток правды, что хранится у королевы лесных фей.
4 глава...
Наиболее эффективно это работает при наличии плана произведения. Либо разбор можно сделать позже, расписав действия каждой главы.
Лишние события и персонажи
При написании (редактировании) главы в таком случае мы увидим, не отклоняемся ли мы от действия, пытаясь втиснуть что-то ненужное: водяного, который появляется только потому, что мы нашли интересный образ. Или красивую колдунью, хотя сюжету она не нужна, но нас подмывает включить в книгу любовную линию. У каждой мелочи должна быть функция. Каждая из них должна влиять на сюжет: водяной — указать дорогу, колдунья — зачаровать нашего героя, что поможет добыть желаемое, либо напротив, навредит ему.
Случается, что второстепенные персонажи не несут никакой функции, либо влияют на историю незначительно, но автор даёт им имена, и даже создаёт для них образ. Иногда можно объединить нескольких персонажей в одного, либо и вовсе убрать ненужных. Не стоит оставлять персонажей, не имеющих своей роли, даже если у вас получился хороший образ. Можно приберечь их для другой истории, либо дать им заметную роль в сюжете.
Описания и действия
Наблюдаем за описаниями: если они идут отдельным блоком от повествования, стараемся совместить их с действиями. Не «Богатырь был силён и могуч», а «Богатырь поднял тяжеленную балку, под которой покоился его друг». Мы скрепляем действие и описание в одно непрерывное повествование, благодаря чему не теряем темп и в то же время делаем текст более лаконичным. У описания тоже своя функция, ведь оно даёт произведению объём, заставляет поверить в существование мира книги. Но и оно не должно выбиваться из общей картины.
Опишем погоду в действии:
«Ещё вдали богатырь заметил черный дым посреди бескрайнего голубого неба. Дым стоял на месте в безветрии. А когда богатырь подошёл к деревне, то увидел, что от неё остался лишь тлеющий остов».
Таким образом повествование не разваливается на части (действие/описание), а является одним целым.
Бессмысленные действия
Стараемся переключаться между действиями/главами, не затрагивая ненужные для сюжета вещи. Мало кому будет интересна прогулка героя на 10к символов, в которой ничего не произошло. Это можно пропустить, либо кратко указать, что сменилось 3 луны, герой пересёк тёмный лес и выбился из сил. Не распыляемся на бессмысленное словоблудие. Нас интересуют действия, непосредственно влияющие на персонажа и его цель.
Помним, что сегодня нельзя писать так, как это делали классики. Когда-то издатели платили за количество символов, а сейчас на первом месте сюжет и плотность текста. Так что давайте беречь время и нервы наших читателей и писать кратко и ёмко.
https://vk.com/twoiredaktor
#писательство #краткость #главы