Найти тему
Ухум Бухеев

Моя Одесса, детство 60-х. Аттракционы. (Каждый вечер в 19.00)

(истории из старой записной книжки)

***

Ну вот. Предлагаю сегодня на нашей традиционной встрече в 19.00 продолжить ностальгическую тему детства 60-х. Итак...

***

Через дорогу от булочной-автомата и киоска с мороженым – гастроном «Темп». Там тоже есть свои удовольствия – прилавок с большими коническими ёмкостями на штативах, наполненными соками. Внизу у них – краник. Продавщица наполняет стакан, подаёт его тебе. Рядом, для любителей томатного сока, таких, как я – два стакана: с крупной солью и ложечкой; и с водой, чтобы мыть эту самую ложечку. Кстати, бабушка так и говорила всегда: «пойдём в Темп, купим в Темпе…». Я долго считал, что «Темп» – это название гастронома вообще…

Совсем недалеко от нашего двора располагался небольшой сквер. Официально он назывался имени Кирова, но я его помню, со слов бабушки, как Александровский. Там были скульптуры гномиков – раскрашенные, совсем как живые, с меня ростом. И ещё – таинственные грфоны, крылатые львы – чёрные, металлические, они сидели на своих постаментах, сложив за спиной перепончатые крылья. Среди нас, пацанов, бытовало убеждение, что по ночам они оживают и охотятся на детей.

Также в этом скверике можно было покататься на специальной детской повозке, в которую запрягали небольшую лошадку. Ребятню рассаживали на сиденьях, а избранного счастливчика старенький дедушка-возница брал на переднее сиденье рядом с собой, и разрешал немного «порулить» лошадкой, держась за длинные лямки – вожжи.

Как-то раз и я попал в эти счастливцы. До сих пор помню удивительный запах чёрных, потрескавшихся ремешков-вожжей, неспешный шаг старой лошадки, её неторопливое помахивание хвостом.

Дедушка был очень добрым, всегда улыбался, мог покатать и бесплатно, если не было денег. А вечером приходила его бабка – злая, крикливая. Она отбирала у старичка заработанные деньги и гнала его домой. Потом я узнал, что дедушка любил выпить, и мог пропить всю дневную выручку. Но даже будучи выпившим, оставался таким же добрым и ласковым. Старуха тоже не прочь была выпить, но при этом всегда оставалась злой.

А ещё – прокат машинок. В те годы они были примитивными, педальными, но сколько радости доставляли малышам! Не помню, сколько стоил прокат, но в залог требовалось оставить паспорт. Разумеется, это полагалось делать взрослому человеку, но в те простые времена некоторые родители (и моя бабушка в том числе), спокойно доверяли документ мальцам и отпускали самостоятельно кататься в сквере. А мы важно оставляли эти документы работникам проката, и они без вопросов брали их в залог. Невероятная история для нашего жестокого времени!

Также не очень далеко располагался знаменитый одесский Привоз. Воспоминания о нём больше относятся не к детству, а к более поздней поре, но вот один аттракцион был памятен именно в детстве. Назывался он «Гонки по вертикальной стене», и туда мы ходили с бабушкой.

Одно из ярчайших воспоминаний! Небольшая арена, огороженная деревянными крепкими стенами. Наверху – места для зрителей. Мотоциклист разгонялся по кругу на арене, затем вдруг наклонялся на повороте, заезжал на вертикальную стену, и мчался там, вопреки здравому смыслу и закону тяготения! Потом сбрасывал скорость и выезжал на арену. Останавливался, слезал с мотоцикла, и получал свою порцию бешеных оваций.

Таких заездов было несколько, и я не помню, чем они отличались. Потому что впереди было самое жуткое, самое захватывающее и потрясающее – на мотоцикл садился… медведь! Он также делал круги по арене, приближался к вертикальной стене, чуть наклонялся на своём мотоцикле. Сейчас не могу точно сказать, заезжал ли мишка на стену, тогда мне казалось, что заезжал, но сейчас мне кажется, что всё-таки лишь приближался.

***

До встречи завтра, в это же время!

С приветом, ваш Ухум Бухеев.