15 мая 2020 года исполнилось 85 лет Московскому метрополитену. За эти годы столичная подземка стала, можно смело сказать, подземным памятником архитектуры, подобно которому вряд ли можно найти в мире. Мало того, метро Москвы сегодня – это ведущий в мире уникальный вид пассажирского транспорта, как по инфраструктурным, так и по пассажирским показателям. Москвичи уже не представляют своей жизни без подземки. Быстрые передвижения по городу без пробок, комфортные пересадки и удобные маршруты.
«Создадим дворец для народа!» – под таким девизом началось строительство столичной подземки в 30-е годы XX столетия, а 15 мая 1935 года свою первую поездку на новом виде транспорта от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры» совершил первый пассажир подземки, Герой труда с завода «Красный пролетарий» Пётр Николаевич Латышев. В кассе станции «Сокольники» он приобрёл билет № 1 серии «А».
В годы Великой Отечественной войны московское метро использовалось в качестве бомбоубежища, где, несмотря на все ужасы, жизнь продолжалась, на свет появлялись детишки. Всего за время воздушных тревог и бомбардировок столичная подземка стала первым приютом для 217 новорождённых.
После окончания войны строительство метрополитена велось по типовым проектам, постепенно переходя «от роскоши к простоте». Дело в том, что роскошными считались станции первой линии, в проектировании которых принимали участие видные советские архитекторы. Благодаря их труду, эти станции стали и продолжают оставаться объектами культурного наследия. Простота же внешнего вида станций заключалась в том, что строительство велось по типовым проектам. Стали появляться станции «стекляшки» и «сороконожки».
В 1990-х строительство метро резко сократилось. Запущенные до распада СССР проекты не были завершены. Однако с начала 2000-х развитие метро вновь возобновилось. Оно пришло в Подмосковье и за МКАД, благодаря тому, что была принята беспрецедентная по своим масштабам программа строительства метро.
С 2011 по май 2020 года в эксплуатацию всего введён 301 км новых линий, из которых 115 км – это линии метро, 54 км – МЦК и 132 км – протяжённость линий МЦД. За тот же период начали функционировать 145 станций. В том числе 56 станций метро, 31 станция МЦК и 58 станций МЦД. Плюс 10 электродепо для обслуживания линий.
2018 год для Московского метрополитена стал, можно сказать, испытательным на прочность, поскольку в Москве проходил Чемпионат мира по футболу. Итоги этого грандиозного спортивного события для московской подземки таковы: с 14 июня по 15 июля 2018 года Московским метрополитеном и МЦК ежесуточно пользовалось более 210 млн пассажиров, ежедневный прирост –порядка 300 тыс. пассажиров, что соответствует, к примеру, населению города Саранска. В период ЧМ-2018 болельщикам и туристам в метро помогали более 800 англоговорящих сотрудников. Для удобства пассажиров в почти двух тысячах вагонах было установлено порядка 9 тыс. экранов, благодаря которым болельщики имели возможность следить за матчами турнира в прямом эфире.
В конце 2019 года Московский метрополитен запустил проект Московских центральных диаметров с его интеграцией в систему городского транспорта Москвы. Новое наземное метро связало десятки районов столицы и городов Подмосковья. Сегодня действуют МЦД-1 «Белорусско-Савеловский» и МЦД-2 «Курско-Рижский». До 2025 года предполагается запустить ещё МЦД-3 «Ленинградско-Казанский», МЦД-4 «Киевско-Горьковский» и МЦД-5 «Ярославско-Павелецкий».
В марте 2020 года столичная подземка приняла на себя серьёзную ответственность: оберегать своих пассажиров от такой напасти, как COVID-19. Сегодня в подземке неукоснительно выполняются все предписания Роспотребнадзора и рекомендации Правительства Москвы. Касаются они полной дезинфекции инфраструктуры, подвижных составов, выходящих на линию. Особое внимание уделяется современным типам вагонов – «Оке» и «Москве», где автоматически во время движения поезда происходит кварцевание воздуха.
Между тем, жизнь продолжается, а значит, и основной вид московского общественного транспорта уже в ближайшие годы ждут серьёзные перемены к лучшему. К 2024 году протяжённость линий метрополитена составит около 560 км, а количество станций возрастёт до 306. С 2020 по 2023 год будет построено 104,75 км новых линий метро, 44 станции и 5 электродепо. В том числе в 2022 году завершится строительство Большой кольцевой линии (БКЛ). Реализация программы развития метрополитена позволит интегрировать 24 станции МЦК с 13 линиями подземки.
Подготовил Валерий Будумян
Понравилась статья? Подписывайтесь на канал!