Найти тему

Горизонты московской подземки

15 мая 2020 года исполнилось 85 лет Московскому метрополитену. За эти годы столичная подземка стала, можно смело сказать, подземным памятником архитектуры, подобно которому вряд ли можно найти в мире. Мало того, метро Москвы сегодня – это ведущий в мире уникальный вид пассажирского транспорта, как по инфраструктурным, так и по пассажирским показателям. Москвичи уже не представляют своей жизни без подземки. Быстрые передвижения по городу без пробок, комфортные пересадки и удобные маршруты.

«Создадим дворец для народа!» – под таким девизом началось строительство столичной подземки в 30-е годы XX столетия, а 15 мая 1935 года свою первую поездку на новом виде транспорта от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры» совершил первый пассажир подземки, Герой труда с завода «Красный пролетарий» Пётр Николаевич Латышев. В кассе станции «Сокольники» он приобрёл билет № 1 серии «А».

В годы Великой Отечественной войны московское метро использовалось в качестве бомбоубежища, где, несмотря на все ужасы, жизнь продолжалась, на свет появлялись детишки. Всего за время воздушных тревог и бомбардировок столичная подземка стала первым приютом для 217 новорождённых.

После окончания войны строительство метрополитена велось по типовым проектам, постепенно переходя «от роскоши к простоте». Дело в том, что роскошными считались станции первой линии, в проектировании которых принимали участие видные советские архитекторы. Благодаря их труду, эти станции стали и продолжают оставаться объектами культурного наследия. Простота же внешнего вида станций заключалась в том, что строительство велось по типовым проектам. Стали появляться станции «стекляшки» и «сороконожки».

В 1990-х строительство метро резко сократилось. Запущенные до распада СССР проекты не были завершены. Однако с начала 2000-х развитие метро вновь возобновилось. Оно пришло в Подмосковье и за МКАД, благодаря тому, что была принята беспрецедентная по своим масштабам программа строительства метро.

С 2011 по май 2020 года в эксплуатацию всего введён 301 км новых линий, из которых 115 км – это линии метро, 54 км – МЦК и 132 км – протяжённость линий МЦД. За тот же период начали функционировать 145 станций. В том числе 56 станций метро, 31 станция МЦК и 58 станций МЦД. Плюс 10 электродепо для обслуживания линий.

2018 год для Московского метрополитена стал, можно сказать, испытательным на прочность, поскольку в Москве проходил Чемпионат мира по футболу. Итоги этого грандиозного спортивного события для московской подземки таковы: с 14 июня по 15 июля 2018 года Московским метрополитеном и МЦК ежесуточно пользовалось более 210 млн пассажиров, ежедневный прирост –порядка 300 тыс. пассажиров, что соответствует, к примеру, населению города Саранска. В период ЧМ-2018 болельщикам и туристам в метро помогали более 800 англоговорящих сотрудников. Для удобства пассажиров в почти двух тысячах вагонах было установлено порядка 9 тыс. экранов, благодаря которым болельщики имели возможность следить за матчами турнира в прямом эфире.

В конце 2019 года Московский метрополитен запустил проект Московских центральных диаметров с его интеграцией в систему городского транспорта Москвы. Новое наземное метро связало десятки районов столицы и городов Подмосковья. Сегодня действуют МЦД-1 «Белорусско-Савеловский» и МЦД-2 «Курско-Рижский». До 2025 года предполагается запустить ещё МЦД-3 «Ленинградско-Казанский», МЦД-4 «Киевско-Горьковский» и МЦД-5 «Ярославско-Павелецкий».

В марте 2020 года столичная подземка приняла на себя серьёзную ответственность: оберегать своих пассажиров от такой напасти, как COVID-19. Сегодня в подземке неукоснительно выполняются все предписания Роспотребнадзора и рекомендации Правительства Москвы. Касаются они полной дезинфекции инфраструктуры, подвижных составов, выходящих на линию. Особое внимание уделяется современным типам вагонов – «Оке» и «Москве», где автоматически во время движения поезда происходит кварцевание воздуха.

Между тем, жизнь продолжается, а значит, и основной вид московского общественного транспорта уже в ближайшие годы ждут серьёзные перемены к лучшему. К 2024 году протяжённость линий метрополитена составит около 560 км, а количество станций возрастёт до 306. С 2020 по 2023 год будет построено 104,75 км новых линий метро, 44 станции и 5 электродепо. В том числе в 2022 году завершится строительство Большой кольцевой линии (БКЛ). Реализация программы развития метрополитена позволит интегрировать 24 станции МЦК с 13 линиями подземки.

Подготовил Валерий Будумян

Понравилась статья? Подписывайтесь на канал!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц