В социальных сетях множество групп, собирающих деньги на благотворительность. Под них маскируются мошенники. Пять простых правил помогут вам отличить благотворителей от расхитителей ваших средств.
Каждый день в социальных сетях можно столкнуться с различными объявлениями о помощи. Одни собирают деньги на лечение тяжелобольных детей. Другие — на помощь одиноким старикам. Третьи — на приют для бездомных животных. Но многие из этих «сборов» — поддельные, они созданы мошенниками.
Как же отличить реальный «крик о помощи» от злого умысла?
1. Группы «под копирку»
Мошенники активно используют социальные сети, создавая в них сообщества. Это могут быть «Одноклассники», «ВКонтакте», Instagram, Facebook. Страницы жуликов внешне очень похожи друг на друга. Как правило, там можно найти длинный текст с призывом о помощи. А на самом видном месте указаны реквизиты, куда доверчивые граждане могут перевести деньги.
2. Возраст сообщества
Хороший признак фейковости сетевой страницы — дата ее создания, в сочетании с хорошей статистикой. Обычно группы мошенников в сетях довольно молодые — им от силы несколько месяцев. Но у них много подписчиков и репостов. Это сразу выдает жульническую систему накрутки статистики. На самом деле, для раскрутки группы, как правило, требуется много времени.
3. Беспорядок в документах
Мошенники любят выставлять огромное количество фотографий с документами. Расчет прост: изучать все это у обычного человека нет ни времени, ни терпения. Но визуально это выглядит солидно и якобы достоверно. Но заглядывать в бумаги все-таки стоит. Иногда злоумышленники настолько бестолково их составляют, что это сразу бросается в глаза. Например, у человека, которому собирают средства для операции на сердце, по бумагам может оказаться синдром Дауна или другой, далекий от заявленной темы диагноз.
4. Шокирующий контент
Обычно фейковые группы долго не существуют. Спустя три-четыре месяца администрация социальной сети вычисляет жуликов и блокирует их сообщество из-за жалоб пользователей и шокирующего контента, который туда, как правило, заливают для привлечения внимания аудитории. Преступники не гнушаются ничем. Они могут показывать посетителям группы видеозаписи и фотографии, намеренно давящие на эмоции, специально вызывающие шок. Настоящие благотворительные фонды так не поступают.
5. Реакция администраторов
В любой социальной сети у группы имеется администратор. Обычно это создатель сообщества. Если вам кажется, что вы натолкнулись на мошенников, можно попробовать задать ему уточняющие вопросы в комментариях под постами. Злоумышленники не могут ответить четко, поэтому они предпочитают дельные комментарии удалять, а грамотного пользователя — блокировать. Если вы обнаружите такую группу в любой социальной сети, немедленно подайте жалобу модераторам. Попытки жуликов нажиться на человеческом горе необходимо пресекать.