Найти тему
ЭКОЮРС - Новости

С какой периодичностью необходимо осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух?

С какой периодичностью необходимо осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух?

Отвечает юрист Центра Зиновкин Никита:

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Согласно п. 3 Положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников, утв. Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2000 г. № 373 (далее - Положение о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников), государственный учет вредных воздействий на атмосферный воздух осуществляется Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды, Министерством здравоохранения Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и их территориальными органами.

При этом государственному учету подлежат юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, а также количество и состав выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, виды и размеры вредных физических воздействий на него.

Согласно п. 4 Положения подлежащие государственному учету источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и перечни этих веществ, источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух (кроме отрицательно влияющих на здоровье человека) и перечни этих воздействий устанавливаются для организаций, городских и иных поселений, субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды.

При этом следует отметить, что в настоящее время Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки утвержден Приказом Минприроды России от 7 августа 2018 г. № 352.

В соответствии с п.п. «а» п. 8 указанного Положения Государственный комитет Российской Федерации по статистике в области государственного учета вредных воздействий на атмосферный воздух утверждает по представлению Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды и Министерства здравоохранения Российской Федерации унифицированные формы первичной документации по учету вредных воздействий на атмосферный воздух, а также формы федерального государственного статистического наблюдения в области охраны атмосферного воздуха и инструкции по заполнению этих форм.

Согласно п.п. «а» п. 9 Положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников организации ведут первичный учет состава и количества выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, а также видов и размеров вредных физических воздействий на него по установленным формам.

Необходимо отметить, что типовые формы № № ПОД-1, ПОД-2 и ПОД-3 утверждены Приказом Центрального статистического управления СССР от 9 июня 1981 года № 329.

При этом Приказом Росстата от 11 июня 2014 г. № 430 Приказ Центрального статистического управления СССР от 9 июня 1981 г. № 329 «Об утверждении форм первичной учетной документации по охране воздушного бассейна» был признан недействующим на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 13 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения (утв. Приказом Росстата от 8 ноября 2018 г. № 661) отчет по форме федерального статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) составляется на основании данных первичного учета.

При этом в качестве первичной учетной документации допускается также использование отраслевых форм и указаний, согласованных в установленном порядке.

На основании изложенного юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, в качестве самостоятельной обязанности, не связанной с осуществлением производственного экологического контроля.

При этом данные первичного учета используются для составления формы федерального статистического наблюдения № 2-ТП (воздух).

Следует отметить, что в настоящее время унифицированные формы первичной документации по учету вредных воздействий на атмосферный воздух не утверждены.

При этом хозяйствующие субъекты вправе использовать типовые формы №№ ПОД-1, ПОД-2 и ПОД-3 (утв. Приказом Центрального статистического управления СССР от 9 июня 1981 года № 329).

Перечень источников, подлежащих учету, определяется на основании данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в соответствии с Порядком проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденным Приказом Минприроды России от 7 августа 2018 г. № 352.

Периодичность ведения учета в настоящее время законодательно не определена, однако необходимо учитывать следующее.

В соответствии с п. 2 ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Согласно п. 4 указанной статьи Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с п. 9 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля (утв. Приказом Минприроды России от 28 февраля 2018 г. № 74) (далее – Требования ПЭК) раздел «Сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений» программы производственного экологического контроля должен содержать, в том числе, подраздел «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха».

Согласно п. 9.1 Требований ПЭК 9.1. Подраздел "Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха" должен содержать:

  • план-график контроля стационарных источников выбросов (далее - План-график контроля) с указанием номера и наименования структурного подразделения (площадка, цех или другое) в случае их наличия, номера и наименования источников выбросов, загрязняющих веществ, периодичности проведения контроля, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений, методов контроля (расчетные и инструментальные) загрязняющих веществ в источниках выбросов;
  • план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха с указанием измеряемых загрязняющих веществ, периодичности, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений;
  • перечень нормативных документов, стандартов организации, регламентирующих требования к методам производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха.

В соответствии с п. 9.1.4 Требований ПЭК план-график контроля должен содержать периодичность проведения контроля (расчетными и инструментальными методами контроля) в отношении каждого стационарного источника выбросов и выбрасываемого им загрязняющего вещества.

Таким образом, учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух целесообразно осуществлять с периодичностью не реже, чем указано в Плане-графике контроля.

При этом следует учитывать, что поскольку данные учета выбросов используются для ежегодного заполнения формы № 2-ТП (воздух), такой учет не может осуществляться реже, чем раз в год.