Леви Страусс продал первые джинсы в 1873 году. До СССР они добрались только в 1957. Во время Всемирного фестиваля молодёжи и студентов советские граждане впервые увидели рабочие штаны в качестве модной одежды.
Джинсы добывались разными путями. Выменивались у гостей столицы. Покупались у моряков. Ещё их можно было "взять" за валюту в "Берёзке" или "Альбатросе". Но в основном вожделенные штаны приобретали у фарцовщиков.
Такие широкие джинсы, как на фото, именовались "Ливайсами". Так переиначивали название фирмы Levi Strauss.
«Варёнки» - наш отечественный вклад в развитие джинсовой моды. Во всяком случае, такие способы обработки денима в мире точно не применялись.
Помнится, джинсы фирмы Lee Riders, которые я травил "Белизной", расползлись на нитки, к моему огорчению. Концентрацию не рассчитал. Жалко было. Отдал за них все деньги, заработанные летом на халтуре - 200 рублей.
Классические джинсы, прямые по всей длине, были не слишком популярны.А вот если приходилось с трудом влезать в вожделенную обновку - это считалось особым шиком. Если джинсы были великоваты, их стирали с кипячением - тогда они садились точно по фигуре. Главное было - угадать с температурой и временем стирки.
Виктор Цой одет в джинсы необычного ярко-голубого цвета. Такие попадались редко. Чаще всего покупали синие, реже - черные.
Прийти на дискотеку в узеньких, облегающих Montana считалось особенно престижным. Главное - никому не рассказывать, с каким трудом в них влез. Мокрый деним тянется, но не слишком сильно.
Если ухитриться и натянуть джины ещё влажными, они будут смотреться словно вторая кожа. Что при этом ощущал гордый обладатель импорта - лучше не вспоминать.
В 80-е джинсы продолжают победное шествие по СССР. Советская промышленность тоже пыталась наладить выпуск дефицитного товара. Но ткань была не в рубчик, как импортная, и краска не линяла.
Натуральный индиго "красился", что позволяло создавать нужную потёртость. Фурнитуру ставили какую придется, что не украшало изделия. В результате, имея 2-3 пары советских штанов, покупали у фарцовщиков "Ливайс" или "Вранглер", а на каждый день были "Рила" или "Тверь".
Продемонстрировать обновку можно было в первую очередь на работе. Сослуживцы разглядывали "лейбл", то есть этикетку, швы и заклёпки. И выносили вердикт - "фирма!"
Считалось, что носить джинсы могут только молодые, модные и стройные. Наличие такой статусной вещи как бы приподнимало над толпой ее обладателя. В следующем десятилетии удобство этой универсальной одежды оценило и старшее поколение. Но еще долго посматривали искоса на смельчаков "за тридцать", которые щеголяли в джинсах.
Размер имеет значение. Но к джинсам это не относилось. Что купили, то и носим. Однажды, отстояв два часа в очереди, я купил штаны из денима финского производства. Всего за 70 рублей.
Мне достался 52 размер, а носил я тогда 46. Выручила бабушкина швейная машинка "Подольск". Теперь я знаю, что она прошивает плотную ткань даже в 5 сложений.
До наступления товарного изобилия джинсы "доставали". Не иметь их значило выглядеть отщепенцем в глазах сверстников. Сейчас я думаю - почему наличие синих штанов могло возвысить меня в собственных глазах и в глазах окружающих? Потому что такова уж мода, и в молодости мы особенно ею увлекаемся.
Это было престижно. Это было круто. Отсвет легендарных ковбоев Запада ложился и на нас, гордо вышагивающих в своих дефицитных "Ли" или "Монтане". Сейчас немного грустно и смешно вспоминать об этом. Но я не жалею. И до сих пор храню свои первые джинсы.