Найти тему
Вячеслав Шевчук

Почему нам нравятся «ужастики»

Когда нам страшно, мы бежим. Это нормальная реакция. Тогда зачем мы смотрим фильмы ужасов? Чтобы испугаться.

Желание радоваться понятно. Мы, в общем, всё делаем для того, чтобы радоваться, стремимся к этому, по крайней мере. И также стремимся смотреть фильмы ужасов, у нас даже есть любимые хорроры. Значит, нам одинаково нравится радоваться и бояться?

Американские психологи Джоел Коэн и Эдуардо Андраде подтверждают этот вывод, а также и то, что люди способны в одно время испытывать отрицательные и положительные эмоции. Приятные моменты могут оказаться самыми страшными, и в этом нет противоречия. Психологию не следует рассматривать, как плоскость, — скорее, как пространство, тогда становится возможным одновременное нахождение противоположных объектов, такая вот геометрия.

Любители компьютерных игр продвинулись ещё дальше в удовольствии от страха. Они участвуют в сценах, связанных с опасностью, страхом, вовлечены в хоррор, а не являются просто наблюдателями. Концентрация страха в компьютерных играх гораздо выше, чем в фильмах ужасов, но это не останавливает геймеров, а наоборот, привлекает новых адептов в их ряды.

Экстремалам пришлось потесниться, хотя они в отличие от любителей фильмов ужасов и геймеров прыгают с парашютом, погружаются на большие глубины, идут в горы, исследуют пещеры, прыгают по крышам. Всё это экстремалы делают для того, чтобы испытать выброс адреналина, они идут за страхом. Фильмы ужасов и компьютерные игры позволяют испытать подобные эмоции без смертельного риска, в комфортных условиях. Кресло будет помягче скалы. Горячий кофе теплее воды на глубине, откуда можно не вынырнуть.

-2

В жизни у нас достаточно страхов: потерять работу, близкого человека, страх смерти, да вообще любые фобии, бояться пауков пострашнее, чем смотреть на зомби на экране, для зомби мы недосягаемы, а паук в любой момент может оказаться у нас на одежде. Просмотрев фильм ужасов, мы можем испугаться, израсходовать, выпустить наши страхи, освободиться от них на какое-то время. Это своеобразная разрядка. Вместе с героями мы бежим от опасности, подспудно сливаясь с ними эмоционально, и спасаемся вместе с ними от наших реальных страхов. Хорошенько испугавшись, мы испытываем чувство облегчения. Фильм закончился, экран погас, а вместе с ужасом при виде экранного зомби исчезли и наши страхи, постоянные и мимолетные, в которых мы даже не отдаём себе отчета: собака мимо пробежала, мелькнула непонятная тень, слишком близко проехал автомобиль на высокой скорости, цены подскочили. Неуверенность в завтрашнем дне будет пострашнее экранного вампира.

Фильмы ужасов помогают нам разобраться в том, чего мы боимся на самом деле. Не все вздрагивают при виде чудовищ и вурдалаков, кто-то боится инопланетян, считай, инаковости, можно сказать, ксенофобия. Для кого-то выпуск новостей пострашнее любого хоррора. А фильмы о маньяках даже полезны — они позволяют избавиться от беспечности. Больше всего пугают сцены, приближенные к реальности. Хичкок, мастер нагнетания, подарил нам возможность испытать напряжение, ожидание ужаса. А уж второй очередью идёт неожиданное появление на экране, за которой мы испытываем разрядку. Иногда кричим, что тоже полезно, потому что даёт нам возможность расслабиться, не сдерживать эмоции.

Любой хоррор, помимо современных символов страха, обращается к нашим архетипическим страхам, и позволяет произвести отток накапливающегося напряжения от тех страхов, которые мы не можем ни понять, ни помнить.

Выходит, смотреть фильмы ужасов — дело полезное, во всех отношениях. Ну а тем, кто больше любит смотреть комедии, больше нравиться смеяться. Этот вид разрядки им больше подходит. Хорошего просмотра всем нам.