Найти тему
Секреты Старого Китая

Размышления об армейском и народном ушу, или кто был раньше, курица или яйцо?.. Часть I

...не будет корректным ставить уверенный знак равенства между войсковыми и мирскими боевыми навыками: первым свойственны дисциплина и умение держать строй, для вторых - индивидуальное мастерство...
...с возникновением в годы Сун первых обществ любителей боевых искусств, взаимопроникновение, взаимовлияние и взаимообогащение их не переоценить...
...являясь источниками кадров, делясь опытом и знаниями взаимно друг другу... составляя единое целое мира боевых искусств [Китая]...
-2
Дилетанты изучают тактику, любители - стратегию, профессионалы - логистику...
-3

Периодически в сети, в кругу общения по тематике восточных боевых искусств, возникает обсуждение первичности или главенства мирского/монастырского/армейского боевого искусства. Что характерно, не упомню таких баталий в среде истфехта по той же Европе, и есть несколько мыслей на этот счет, но об этом - позже.

Автор за дискуссией с коллегой по цеху приводит аргументы в пользу своей точки зрения.
Автор за дискуссией с коллегой по цеху приводит аргументы в пользу своей точки зрения.

Сейчас хотелось бы затронуть несколько интересных моментов китайской истории, которая обычно ускользает от внимания наших читателей. Но сперва надо определиться с ответом на вопрос, что вынесен в заголовок этого материала.

Открыв одно из первых фундаментальных изданий по истории ушу, мы в нем сразу прочтем:

...ушу возникло в противостоянии китайского народа с силами природы и дикими зверями...

Особенно тут надо отметить влияние охоты, которая, кроме основной своей цели - добычи пропитания, несла еще значение ритуальное и прикладное для подготовки воинов.

-5

Опять же китайские товарищи указывают на ритуальный танец как прообраз формальных комплексов-таолу, и, что характерно, уже в эпоху Чжоу ритуальный классический (雅舞) разделяли на гражданский (文舞) и военный (武舞 или 兵舞), обратите внимание: здесь присутствует знаменитое разделение на вэнь и у...

«Представление о Чи Ю»  в провинции Шаньдун в наше время
«Представление о Чи Ю» в провинции Шаньдун в наше время

Хотя уже ранее подробно рассказывали про это явление, напомню про самые известные воинские танцы:

  • «Рогатый танец» или сохранившееся до наших дней «Представление о Чи Ю», где рассказывается о победе Желтого Императора над рогатым демоном Чи Ю, и этот танец историки рассматривают в качестве предка борьбы цзюэли;
  • Подражающий [битве] танец(舞象);
  • Танец большой битвы (大武舞);

И как бы мы сейчас к этому не относились, в то время ритуальные танцы были частью обязательного воспитания у воинской аристократии, наравне с умением лихо управлять боевой колесницей, метко стрелять по движущейся цели из лука, мчась на этой колеснице, и рубить врага длиннодревковым и клинковым оружием. Ранее про это тоже подробно рассказывали.

Военный танец и триумфальная музыка по легенде были созданы Чжоусским У-ваном (周武王, 1169 - 1115 до н.э.). Одержав победу над войсками царства Инь в битве при Муе в 1122 г. до н. э. и объединив многочисленные племена и народы северного Китая, У-ван стал верховным правителем государства Чжоу. В честь этого события и был создан «подражающий танец, изображающий сражение».
Военный танец и триумфальная музыка по легенде были созданы Чжоусским У-ваном (周武王, 1169 - 1115 до н.э.). Одержав победу над войсками царства Инь в битве при Муе в 1122 г. до н. э. и объединив многочисленные племена и народы северного Китая, У-ван стал верховным правителем государства Чжоу. В честь этого события и был создан «подражающий танец, изображающий сражение».

Однако, кроме несомненно важных для того времени, ритуальных целей танец использовали и для практического обучения в среде кланов профессиональных воинских дружин У-цзу и Сань-цзу. Хань Фэйцзы (韩非子Hán Fēizǐ, 325-250 г.г. до н.э.) пишет в своем трактате, что еще во времена мифического императора Шунь (2255 – 2205 г. до н.э) воинская аристократия использовала для обучения танец со щитами и секирами (干戚舞). А уже в годы Шан (商朝, 1554 - 1046 год до н.э.) была развитая трехуровневая административная структура, включавшая в себя лиц, отвечавших за военную подготовку и охоту. Последующие чжоусские правители использовали наследованный шанский опыт и схему администрации. При этом мы помним, что уже тогда общество было ориентировано на культ высшей этики, где военное искусство, да и любое проявление силы, занимало лишь второе место.

Кроме секиры и щита упоминаются и обучающие танцы с дао и цзянь.
Кроме секиры и щита упоминаются и обучающие танцы с дао и цзянь.

Важным элементом эпохи Чжоу (周朝, 1045 - 221 г.г. до н.э.)в рамках нашей темы были цзун-цзу, кланово-корпоративные образования с жесткой внутренней "конической иерархией" и комплектовавшиеся обычно из родственников. Однако эта структура отличалась от средневековой сословной европейской: достойно проявивший себя смелый воин мог туда попасть, даже если он был простолюдин или инородец. Даже пленный мог. Ибо такова была глубинная идея китайской государственности:

Умные и способные должны всегда выдвигаться.

Как уже говорилось в предыдущих статьях, воевала в основном аристократия, используя в качестве основной боевой единицу колесницу с тремя бойцами, за которой следовала вспомогательная группа пехоты. Кто читал наши статьи про колесницы-танки Древнего Мира, те помнят, что слева сидел обычно сам хозяин повозки, вооруженный луком, а справа был воин с длиннодревковым оружием.

Такое размещение дает широкий простор для праворучной техники с клевцом-гэ, работа с копьем больше основывалась на ведущей левой руке в левосторонней позиции.
Такое размещение дает широкий простор для праворучной техники с клевцом-гэ, работа с копьем больше основывалась на ведущей левой руке в левосторонней позиции.

Эта колесница пяти видов оружия позволяла использовать преимущества разного оружия: как длинного, так и короткого, в зависимости от реальной тактической ситуации, дистанции до противника и тому подобного. Но если еще в период Вёсны и Осени (771-476 г.г. до н. э.) войны велись незначительным количеством аристократов на колесницах с небольшим количеством приданной пехоты, то уже во времена Сражающихся царств (475 - 221 г.г. до н.э.) война представляла собой совсем иную картину: колесницы исчезают, а на поле уже доминирует многотысячная пехота, рекрутируемая из деревенского населения. В IV веке китайцы перенимают у кочевников их одежду, гораздо более удобную для езды верхом, и, наряду с пехотой, в войнах стала участвовать конница, малочисленные элитные войска, своего рода гвардия тех лет, дорогостоящая и хорошо оснащенная.

Хотя на картинке известное событие столетиями позже, идея, выраженная на ней, вполне понятна!
Хотя на картинке известное событие столетиями позже, идея, выраженная на ней, вполне понятна!

Исторические события, междоусобицы (за период Вёсны и Осени из 259 лет только 38 обошлись без междоусобных войн) и прочие интересные перипетии заката Чжоу привели к совершенно уникальным последствиям:

  • Родовая аристократия утратило исключительное право на занятия боевыми искусствами;
  • Родовитость больше не гарантировала знатность и должность.
  • Социальные лифты стали определяться в первую очередь прохождением системы рангов на базе сложной системы образования и экзаменации.
-11

В рассматриваемый исторический период важно понимать, что деревня, разбитая на пяти или десятидворку с принципом круговой ответственности, стала основным поставщиком воинов: один двор поставлял рекрута, другой вкладывался в экипировку и так далее. А дальше - интереснее. Хотя деревни управлялись старостами, а дворы представляли собой несколько родственных семей, образовывавших казалось бы стабильные замкнутые общины. Однако кризисные явления в экономике приводили к тому, что некоторые крестьянские наделы переходили в руки так называемых сильных домов, где возникло такое интересное явление, как домашняя стража - буцюй. Необходимость в этой страже возникла в том числе и из-за того, что разоренные общинники пополняли не только среду арендаторов и субарендаторов, которые отказывались от своих прав на землю и переходили под защиту этих сильных домов, но и недовольных, пополнявших разбойничьи и повстанческие ряды.

И, рассматривая этот феномен буцюй, хочется напомнить интересную гипотезу уже из европейской истории:

...развитие фехтования именно как искусства произошло в первую очередь благодаря гражданским, не связанным военной необходимостью держать строй...

Но обо всем этом поговорим уже в следующей части.

А для понимания, небольшая статья о той категории оружия, что доминировало веками в армии тех лет. И видео упражнений с экзаменационной, не боевой, алебардой. Таки упражнения требовалось сдавать на воинский чин в годы империи Цин.

Продолжение следует....

Дм. Моисеев, СПБ - 2021